О развитии агрегатора Bolt в Украине, Казахстане, Беларуси и России.
Bolt (до марта 2019 года Taxify) – ведущая европейская платформа для заказа поездок, основанная Маркусом Виллигом в 2013 году. Ее инвесторы – транснациональный автомобилестроительный концерн Daimler, китайский конгломерат Didi Chuxing, европейский фонд Korelya Capital и соучредитель британской службы денежных переводов TransferWise Таавет Хинрикус.
По данным Bolt, услугами сервиса пользуютсяболее 50 млн клиентов из более чем 40 стран Европы и Африки. Услуги компании варьируются от заказа такси и аренды электронных скутеров и электрических велосипедов до доставки еды и посылок.
Bolt в Украине
В Украине Bolt работает с июня 2018 года. В феврале 2021 года сервис стал доступен в Чернигове. К настоящему времени услугами Bolt можно воспользоваться в 13 городах Украины (Киеве, Львове, Харькове, Одессе, Запорожье, Днепре, Виннице, Полтаве, Ивано-Франковске, Кривом Роге, Сумы, Белой Церкви и Чернигове). Летом 2020 года Bolt запустил первый в Украине прокат электросамокатов. А в конце октября 2020 года компания запустила в Киеве сервис доставки еды Bolt Food.
По данным Monobank, которые сооснователь финансового сервиса Олег Гороховский называет репрезентативными, Uber по количеству поездок занимает 51% рынка такси в Украине, Uklon – 25%, Bolt – почти 13%.
В борьбе за украинский рынок Bolt снизил комиссию с водителей с 20% до 10% в Киеве и 8% – в регионах и доплачивает водителям за поездки новых пользователей, которые ездят по промокоду со скидкой.
Bolt в Казахстане
Сервис такси Bolt с 1 февраля 2021 года запустился в Алматы. Причем Алматы стал вторым городом после Нур-Султана в Казахстане, в котором компания запускает свои сервисы. В течение минимум полугода с даты запуска Bolt в Алматы предлагает сниженные тарифы для пользователей, а также обязуется не взимать с водителей комиссию за использование платформы. Напомним, что на рынок Казахстана Bolt вышел 4 сентября 2019 года, запустив свои сервисы столице Нур-Султане.
На сегодня в Казахстане действуют Яндекс.Такси, Uber, Indriver, Везёт, Апару, Максим и прочие сервисы такси, которые представлены как в отдельных регионах, так и по всей стране. Так, Яндекс.Такси запустился в Алматы 28 июля 2016, а в июле 2017 объединился с Uber (одновременно со слиянием бизнесов в России, Азербайджане, Армении, Беларуси и Грузии). Сам же Uber начал продвижение в Казахстане в июне 2016 с Астаны (ныне – Нур-Султан).
Сложности развития Bolt в России
Пока в России Bolt работает только в Санкт-Петербурге. Причем выход на рынок Петербурга состоялся в феврале 2019 года, но занять значительную долю рынка пока не получается. Фактически сейчас это самый проблемный рынок для агрегатора, присутствие Bolt в Санкт-Петербурге снижается. Отметим, что осенью 2020 года Bolt в Санкт-Петербурге также запустил аренду электросамокатов.
Мы являемся партнёрами Bolt. Мы одни из первых были при запуске. Пик заказов пришёлся примерно на сентябрь 2019 года, но уже с декабря того же года их присутствие постепенно пошло на спад, стало меньше рекламы. Сейчас заказов там нет совсем, – пояснил владелец таксопарка «А2 Сервис» Александр Стариков.
Нет рекламы – нет заказов, нет заказов – нет подключений. Скорее всего, кончилось финансирование, – предположили в компании «Верона», предлагающей водителям подключение к агрегаторам, включая Bolt.
Мобильное приложение сервиса по-прежнему работает. Однако заказать такси стало проблематично. Доступных машин иногда прост о нету. В последнее время действительно могли возникнуть проблемы с сервисом Bolt, поэтому мы хотим принести свои извинения всем нашим клиентам. Причина в том, что мы рассматриваем возможность изменения нашей операционной модели в России, – сообщили пресс-службе компании Bolt.
Для европейского агрегатора это самый проблемный рынок, в силу сильных позиций Яндекс Go. Видя, что в России для входа на рынок нужны более значительные средства, Bolt меняет стратегию. Агрегатор запустит в Москве и регионах России франчайзинговую программу. Компания планирует найти одного партнера на страну, но может рассматривать и работу с несколькими поставщиками в разных городах.
В обмен на процент от выручки партнеры Bolt смогут использовать его бренд и развивать один или несколько сервисов: такси, доставку еды, аренду электросамокатов и электровелосипедов. Также они планируют заниматься маркетингом поддержкой клиентов, наймом водителей и курьеров, добавили в компании.
Мы на стадии поиска подходящего партнtра, который бы взял на себя операционную деятельность в российских городах, включая Санкт-Петербург. Как только мы найдем подходящего партнера, мы пересмотрим условия работы сервиса Bolt вместе с ним, чтобы обеспечить лучшие цены и время обслуживания, – уверяют в компании Bolt.
Неудачу эстонского оператора эксперты связывают с особенностями петербургского рынка такси. В Петербурге сильно влияние локальных игроков, прежде всего это компания «Таксовичкоф» и старейший игрок в сегменте комфорт-класса – «Петербургское такси 068». Из-за этого заходить в Петербург было тяжело даже Яндекс.Такси, который утвердился в этой нише только через 3 года после начала экспансии, – воспоминает председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова. По наблюдениям эксперта, сейчас присутствие «Яндекса» сильно осложняет работу новых агрегаторов. Интернет-гигант усиливает свои позиции, недавно компания выкупила колл-центры ГК «Везет» за 178 млн долл. «Видимо, идет подготовка к конкуренции с китайским агрегатором DiDi, который работает в 15 городах России (Казань, Ижевск, Набережные Челны, Оренбург, Пенза, Чебоксары и Йошкар-Ола, Белгород, Брянск, Владимир, Курск, Липецк, Рязань, Тамбов, Тверь, Тула). В 2021 году после тестирования DiDi планирует расширить присутствие в города: Екатеринбург, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Самара, Новосибирск, Челябинск, Краснодар, Москва и Санкт-Петербург.
По подсчетам петербургской компании «Таксовичкоф» (недавно начала экспансию в регионы и за рубеж), доли между известными игроками распределяются следующим образом: Яндекс (Яндекс Go и Uber) – 35%, Везет – 15%, Таксовичкоф – 11%, Gett – 8%. По данным департамента транспорта Москвы, в столице Яндекс.Такси занимает 70,8%, еще 20,2% у Ситимобила.
Развитие по франшизе может быть успешным для растущего рынка аренды самокатов, но в сегменте такси такая модель вряд ли позволит занять лидирующие позиции, считает исполнительный директор Ситимобила Виталий Бедарев. Чтобы модель агрегатора такси приносила прибыль, необходимо занимать не менее 25% рынка, считает он.
Для этого нужны существенные инвестиции, а к франшизе агрегаторы такси чаще всего прибегают ради экономии, – рассуждает господин Бедарев. Работа через партнеров поможет Bolt сэкономить, согласен аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов. Но без субсидий и скидок компании, по его мнению, будет сложно конкурировать с крупными брендами в регионах.
По франшизе в России работают такси-сервисы Максим и Везёт. По данным самой компаний, у Максим более 300 партнёров, в России компания продает франчайзи «эксклюзивные права на город, а также развивает франшизу в 16 странах.
Развитие Bolt в Беларуси
Сервис такси Bolt запустился в Минске 23 декабря 2020 года. Пока доступно два тарифных плана – Эконом (Bolt) и Комфорт, расчет только наличными. Так называемый тестовый 6-месячный период должен закончиться 23.06.2021. Напомним, что размер комиссии сервиса для водителя в Минске в тестовый период работы составляет 0% (для сравнения в Яндексе комиссия в Минске – 23%).
Не скажу что Bolt в Беларуси встретили с распростертыми руками. Водители заход нового агрегатора восприняли неоднозначно, но пассажиры довольны, цены ниже, особенно в период повышенного спроса. Пассажиры явно довольны, тарифы ниже чем у Яндекса (иногда разница в 2 раза в период высокого спроса).
Количество автомобилей, работающих с сервисом растет, однако пользователи все еще жалуются на невозможность заказать такси в тот или иной период в силу отсутствия водителей.
Как отмечают в пресс-службе Bolt, в случае если тестовый 6-месячный период в Минске пройдет успешно, то платформа Bolt в Беларуси будет перезапущена, а это подразумевает следующие ключевые изменения:
- возможность безналичного расчета (можно будет привязать карту к приложению);
- повышение базовых тарифов;
- появление бонусов для водителей;
- появление скидок для клиентов;
- появление комиссии для водителей.
Bolt столкнулся в Минске с жесткой конкуренцией Яндекс.Такси, но это ожидаемо. Яндекс.Такси занимает не менее 75% рынка таксомоторных перевозок в Минске, еще 15% – у такси 135, остальные операторы (включая 7788, 152) занимают не более 10%,– такие данные приводит LOGCONSULT.
Безусловно, при успешном развитии в Минске эстонского агрегатора Bolt, доля других игроков рынка, включая Яндекс Go будет снижаться. Успешный запуск Bolt в Минске может раскрыть планы и по экспансии в регионы, прежде всего областные города, где основную долю рынка давно занимает Яндекс Go.
Стратегия Bolt неизменна
Bolt ставит перед собой задачу сделать городские путешествия более доступными и удобными. Мы всегда ищем новые рынки, которые, по нашему мнению, могли бы выиграть от большего количества альтернативных игроков. Стратегия Bolt – это более привлекательные ценовые предложения как для водителей, так и для пассажиров. Как правило в первые 6 месяцев захода сервиса, комиссия агрегатора с водителей не взимается, а клиенты могут наслаждаться поездками по доступной цене со скидками до 20%,п – говорит региональный менеджер Bolt Юрис Круминс.
Зайдет ли российский «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф» в Беларусь?
На белорусский рынок планирует выйти питерский «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф». Экспансию этот сервис планирует начать не с Минска, а с Бреста и Гомеля. Далее оператор планирует зайти в Минск. В планах российского бизнеса – открыть представительства сервиса заказа такси в каждом крупном городе Беларуси и в каждом небольшом городе страны.
Мы заинтересованы найти генерального партнера в каждом белорусском городе и создать с ним стратегический альянс в форме совместного предприятия. Мы открыты к сотрудничеству и заявки от партнеров принимаем через сайт «Таксовичкоф». Сегодня ведем активные переговоры с локальными белорусскими таксопарками, есть предварительные договоренности по консолидации бизнесов с компаниями такси, – говорил директор по развитию Анатолий Малышев.
Топ-менеджер добавил, что в каждом городе сервис обновленного такси будет представлен под брендом «Таксовичкоф». Помимо легковых перевозок, сервис планирует запустить на собственной платформе SuperApp услуги автобусных перевозок.
Топ-менеджер добавил, что в каждом городе сервис обновленного такси будет представлен под брендом «Таксовичкоф». Помимо легковых перевозок, сервис планирует запустить на собственной платформе SuperApp услуги автобусных перевозок.
В России компания «Таксовичкоф» входит в топ-5 сервисов заказа такси. Сервис «Таксовичкоф» объединяет более 300 автопарков в России и за рубежом. К 2023 году компании «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф» ставят цель увеличить объем заказов до 1 млн в сутки по России и до 2 млн – в других странах. Сервис заказа такси насчитывает около 20 тыс. привлеченных водителей.
Однако, планируемый запуск сервиса такси «Таксовичкоф» в Беларуси до конца 2020 года в Бресте и Гомеле не состоялся. Выход в Минск намечен на 2021 год.