Интервью с директором по развитию компании Belgruz Андреем Зыряновым.
Андрей Зырянов с радостью ответил на вопросы INFOTRANS.BY, касающиеся трансформации компании Belgruz, а также поделился мнением будущего развития рынка международных перевозок.
Belgruz один из известных брендов на рынке международных автоперевозок ЕС – СНГ. Что касается того, чем я занимаюсь сейчас – мы развиваемся на другие рынки – в частности Азию и Ближний Восток, тут для вас небольшой эксклюзив – на этих рынках мы будем работать под обновленным брендом.
Как пандемия повлияла на отрасль международных грузовых автомобильных перевозок?
Ответ на этот вопрос для меня, как и для многих очевиден. Чтобы вы понимали масштаб негативного влияния на автоперевозки, посмотрите последний отчет IRU COVID-19 Impact on the Road Transport Industry. Их аналитики сообщают, что финансовые потери автотранспортных компаний мира составят более 670 млрд долл, из которых 150 млрд в странах Европы. А оценка потерь на 2020 год по всему автотранспортному сектору (товары/пассажиры) составляет более 1 трлн долл. Думаю комментарии тут излишни. В то же время следует позитивно отметить, что на фоне повсеместного внушительного падения объемов перевозок, автомобильный транспортный комплекс Республики Беларусь продемонстрировал рост 0,4% к уровню прошлого года.
Мы развиваемся на другие рынки – в частности Азию и Ближний Восток.
На практике, я бы не спешил с выводами сейчас в конце года. Рынок перегрет, многое меняется, так что будем оценивать влияние пандемии в конце первого квартала 2021 года.
Все говорят о некой трансформации бизнеса в период пандемии. Как трансформируется компания Belgruz в период пандемии и что ожидает после нее?
Работа на удаленке сказывается на отделе продаж, но в общем и целом сотрудники адаптировались к новым условиям. Сейчас компаниям важно защитить людей от вируса, так что мы работаем по схеме 50/50, то есть одномоментно в офисе работает половина сотрудников.
Адаптация бизнеса к меняющимся условиям – это необходимость, а не выбор. Лучшие руководители готовятся адаптироваться до появления серьезных симптомов кризиса и влияния их на деятельность компании. Я недавно читал статью в одном бизнес журнале о скандально известном в финансовых кругах инвесторе Билле Экмане. Он начал действовать еще в феврале этого года, когда мировые СМИ только начинали обсуждать некий странный вирус в Ухане. Экман хеджировал свой инвесторский портфель через инструмент CDS (кредитные дефолтные свопы), и уже заработал на пандемии миллиарды.
В фокусе международного транспортного рынка пандемия в первую очередь повлияла на товарные потоки. Взрывной спрос на автоперевозки из Китая в ЕС «за любые деньги» мы объясняем наслоением событий – из-за кризиса линии снизили провозные объемы, цены на контейнерные перевозки из Азии полетели вверх, провозных объемов на жд не хватает, а товары к праздникам и маски с перчатками надо вывозить.
Вот и получается: недельные очереди на границе Китай-Казахстан, космические ставки и никаких обещаний по срокам доставки. Ситуация усугубляется тем что обстановка на автомобильных пограничных переходах между Казахстаном и Китаем непредсказуема и граница часто закрывается совсем.
Можно сказать, что мы географически трансформировались и будем продолжать развитие автоперевозок из Китая в следующем году. Я считаю, что проблема на переходах Достык и Хоргос должна быть поднята на уровень министров ЕЭК. Искусственные помехи, созданные на этом важном участке мешают нормальному развитию нового Шелкового пути.
В конце 2021 года – это уже будет не та компания, которой мы были последние 5-7 лет.
Так что отвечая на ваш вопрос – да, мы трансформируемся уже сейчас. Уверен, что в конце 2021 года – это уже будет не та компания, которой мы были последние 5-7 лет.
Есть ли проблема с поиском экспедиторов/логистов сейчас?
Хороших профессионалов и специалистов в Беларуси дефицит. Это касается экспедиторов/логистов и продавцов со знанием английского. Это проблема не только транспортного сектора, думаю в нашем IT секторе талантливых и лояльных программистов тоже не хватает. Это профессионалы, которые довольно легко найдут себе применение в других компаниях и в других странах.
Наша работа как ТОП-менеджмента и владельцев бизнеса – в создании таких условий работы, при которых специалисты высокого уровня чувствуют себя комфортно работая у нас. Тут, как и во многом важен баланс. В нем и вся сложность задачи.
Трудно ли сегодня найти нового клиента? Как вы оцениваете потенциальных клиентов в плане следует ли их включать в пул ваших клиентов или нет?
Может для кого-то покажется странным, но нового клиента сейчас в кризис найти стало легче. Речь о споте, а не о долгих контрактах. Конечно это обусловлено концом года и перегретым рынком. Возвращаясь к теме снижения провозных мощностей морскими линиями, мы видим, как клиенты приходят к нам с просьбой дать им эти мощности. По мере возможности мы им в этом помогаем.
Тендерные циклы уже завершились и новые крупные контракты уже искать поздно. Следующий цикл начнется в середине первого квартала 2021 года, так что есть время подготовиться.
Любой крупный платежеспособный клиент априори должен быть включен в пул потенциальных клиентов, но как в любом кризисе есть дефолтные риски.
Что касается выбора клиента, опять же хочу вернуться к теме кризиса. Любой крупный платежеспособный клиент априори должен быть включен в пул потенциальных клиентов, но как в любом кризисе есть дефолтные риски. Стоит подумать о том какого размера отсрочку давать клиентам, и стоит ли ее давать неизвестным компаниям. Рынок перегрет и многие игроки готовы на предоплату, чтобы вывезти груз до конца года.
Работаете ли Вы с привлеченным транспортом?
Да, и очень активно. Отдел привлеченного транспорта растет, команда активно развивается. Мы имеем пул проверенных партнеров, которые проходят строгую проверку перед тем как мы допускаем их в проекты компании. Имея большой опыт в работе с собственным транспортом мы готовы всегда поделиться экспертизой с нашими партнерами перевозчиками. В то же время, мы тоже учимся у них. Так что это взаимовыгодный процесс. Для профессиональных, ответственных перевозчиков у нас всегда открыта дверь.
Продолжаем наращивать пул партнеров в СНГ, ЕС и Азии.
Мы продолжаем наращивать пул партнеров в СНГ, ЕС и Азии. Например, на сегодняшний день для нас не проблема доставить груз из Шанхая или Гуанчжоу на любой приграничный склад указанный клиентом. Например, в Алашанькоу. Зная, как сейчас в конце года, это нужно многим транспортным компаниям, мы охотно подставим плечо.
Так что мы не просто работаем с привлеченным транспортом – это один из приоритетов развития компании на ближайшие 3-5 лет.
Развитие мультимодальной составляющей перевозок в компании – это требование времени или просто новый проект?
Я считаю, что диверсификация – важный шаг на пути к построению прочной, антихрупкой компании. В современных реалиях надо предлагать клиенту полный пакет логистических услуг по принципу «одного окна». Если клиент доволен сервисом автоперевозок означает, что ему нравится клиентский сервис и компания в целом. Предложить дополнительные услуги – логичный следующий шаг.
В современных реалиях надо предлагать клиенту полный пакет логистических услуг по принципу «одного окна».
В этом году мы создали мультимодальный отдел и набрали сильную международную команду, которая готова закрывать объемы клиентов, выполнять сложные задачи, и предоставлять провозные возможности партнерам даже тогда, когда у большинства компаний на рынке таких возможностей нет.
Это новый этап в развитии компании и некоторый риск который мы берем на себя. Тем не менее, я считаю, что компания с таким накопленным опытом и командой как у нас, имеет отличные стартовые позиции для выхода на этот рынок.
Какие бы советы вы могли дать коллегам?
Кризис приносит много разочарований, но и массу возможностей. Я бы посоветовал после праздников спокойно сделать выводы о текущем положении дел в вашей компании, а также поискать искать изъяны на рынке. Грамотно их используя, компания сможет выбраться из кризиса и найти себе применение в новом постковидном мире.
Важно обращать особое внимание на финансовое состояние ваших новых клиентов и партнеров. Ведь риски дефолта бизнеса в Европе оценены IRU на самом высоком уровне – 10 из 10.
Пока рано говорить конкретно, но мир не будет прежним.
Пока рано говорить конкретно, но мир не будет прежним. Есть много сценариев дальнейшего развития событий. Точно ясно – фармацевтика поднимется еще больше, а с ней и перевозки медикаментов. Особые условия перевозки (до -70 градусов Цельсия) требуют существенных изменений и инвестиций в цепи поставок. Интересная ниша для многих игроков. Маски, перчатки, санитайзеры – весь антиковидный набор уже стали стандартным грузом и создали новые возможности и новые грузопотоки.
Хочу пожелать всем читателям портала INFOTRANS.BY логистам, водителям и экспедиторам крепкого здоровья, счастливых праздников в круге семьи и друзей. Тем, кто в дороге – удачно завершить рейс и вернуться к родным.