Ставки на контейнерные перевозки из Азии в Европу продолжают стремительно расти.
Поскольку спотовые ставки на контейнерные перевозки из Азии в Европу продолжают стремительно расти, грузоотправители и экспедиторы обвиняют перевозчиков в нарушении краткосрочных и долгосрочных контрактов с целью «взимать все, что они хотят».
В совместном письме в Управление по конкуренции Европейской комиссии (ЕК), Европейская ассоциация экспедиторов (CLECAT) и Европейский совет грузоотправителей (ESC) выразили протест по поводу ущерба, который поведение перевозчиков наносит росту торговли на время экономического спада.
Согласно письму, жалобы касаются нарушения действующих контрактов, установления необоснованных условий в отношении принятия бронирования и установления в одностороннем порядке ставок, намного превышающих согласованные в контрактах.
Ассоциации заявили, что встретятся с ЕК в начале нового года и призвали ее принять меры, аналогичные действиям компетентных органов в других частях мира. Китайские регулирующие органы, как сообщается, возобновляют свои расследования в отношении перевозчиков, а в США Федеральная морская комиссия направила группе лоббистов из Всемирного совета судоходства, свою обеспокоенность тем, что экспортные грузы США по некоторым направлениям отклоняются в пользу перевозчиков, перемещающих контейнеры непосредственно в Азию для обслуживания заказов, предлагающих значительно более высокий доход.
CLECAT и ESC утверждают, что перевозчики повышают тарифы всякий раз, когда они считают нужным, невзирая на конкретные согласованные тарифы и сборы. Они предупреждают, что неблагоприятные последствия такой практики операторов, одинаково ощущаются как малыми, так и крупными предприятиями в Европе, включая предприятия розничной торговли, моды, автомобилестроения, косметики и IT, в то время как некоторые предприятия с ограниченными финансовыми резервами могут быть вынуждены закрыться.
Между тем, североевропейский компонент Шанхайского индекса контейнерных грузовых перевозок (SCFI) по итогам года вырос на 266% до 4286 долларов за TEU, что примерно в 3 раза выше годовой контрактной ставки 2020 года. Тем не менее, некоторые экспедиторы, просят заплатить до 16 000 долларов за 40 FEU, чтобы гарантировать оборудование и место в течение января и февраля.
Один из британских экспедиторов, сказал, что его оператор отказывается обсуждать новые условия контракта. Они добавили всевозможные надбавки к контракту, который мы заключили в ноябре, что фактически удвоило согласованную нами цену. Теперь они говорят, что мы должны работать с их тарифами FAK как минимум до марта, и даже не готовы сесть с нами за переговоры, чтобы обсудить контракты, – сказал он.
Не только в Европе грузоотправители ощущают затруднения – рост фрахтовых ставок является серьезной проблемой для грузоотправителей по всему миру, которые изо всех сил пытаются поддерживать цепочки поставок, SCFI еженедельно фиксирует массовые скачки спотовых ставок в странах Транстихоокеанского региона, Африки, Южной Америки, Австралийского континента и внутриазиатских трейдов.
Например, спотовые ставки из Азии в Сантос в настоящее время примерно на 270% выше, чем год назад, а для бесчисленной сети внутриазиатских трейдов ставки на 440% выше, чем в это время в прошлом году.
Комментируя письмо европейских грузоотправителей и экспедиторов, аналитик SeaIntelligence Ларс Йенсен, предположил, что главной проблемой, по-видимому, является неисполнимость контрактов – грузоотправители не могут отгружать объемы в соответствии с краткосрочными и долгосрочными контрактами.
Он добавил, что эта проблема, существовала в контейнерных перевозках на протяжении десятилетий во всех сферах деятельности… это проблема, которая не дает покоя грузоотправителям на узких рынках, как мы видим сейчас, и не дает покоя перевозчикам на слабых рынках.
То, что сделано в 2020 году – это наглядный пример того, что вся договорная база, лежащая в основе контейнерных перевозок, нуждается в реформировании – она не подходит ни для грузоотправителей, ни для перевозчиков, когда дело касается управления внезапными изменениями в цепочке поставок, – говорит Ларс Йенсен.