Казахстан укрепляет потенциал регионального участка трансконтинентального железнодорожного маршрута Китай-Европа-Китай.
До 2025 года будет построен второй путь и полностью электрифицирован железнодорожный участок Достык – Мойынты. В результате пропускная способность данного направления возрастет в 5 раз. Сумма вложений в проект составит 2,2 млрд долл.
Большие возможности предоставляет, и действующая железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран. Это кратчайший маршрут в страны Персидского залива.
Ежегодно растущие объемы грузоперевозок в регионе диктуют необходимость развития Южного коридора Трансазиатской железной дороги. К примеру, запуск железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал сократит сроки транспортировки грузов в 1,5 раза. Перспективным также считается проект строительства железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, открывающий доступ на рынки Южной Азии.
Огромный потенциал имеют портовые мощности Казахстана и Туркменистана. В целом за последние три года контейнеропоток по транскаспийским маршрутам вырос более чем в 13 раз. На базе порта Актау Казахстан планирует создать контейнерный хаб с привлечением ведущих мировых операторов.
Отметим, что железнодорожные грузоперевозки между Казахстаном и Китаем за январь – июль 2021 г. выросли на 5% и составили 12,7 млн тонн. А за 7 месяцев 2021 г. рост объема контейнерных транзитных поездов составил 1550 поездов или на 40%. При этом средняя маршрутная скорость в направлении Китая-Европы составила 1134 км в сутки.
Одной из предпосылок увеличения перевозок между Китаем и Казахстаном является контейнеризация грузов. В данный момент В Казахстане на правительственном уровне с участием представителей бизнес-сообществ, компании и других заинтересованных сторон разрабатывается Дорожная карта по контейнеризации грузов.
По итогам 7 месяцев 2021 года по сети казахстанской железной дороги погружено свыше 147 млн тонн грузов, что на 4,4 млн тонн больше, чем в предыдущем году. Свыше 95,3 млн тонн перевезено внутри республики, 52,1 млн тонн – на экспорт.