Водитель Вячеслав, в интервью INFOTRANS.BY, рассказал о работе в Яндекс.Такси.
Что самое сложное в работе в такси?
Наверное, возить детей с отклонениями. На детском тарифе такие заказы есть, это психологически сложно. А так.. Дворовые территории разбиты, особенно в старом жилищном фонде, есть глухие дворы, где куча машин и только один выезд. Нужно быть предельно внимательным, иначе можно и бампер вырвать бордюром. Нетрезвых пассажиров не люблю, один раз вез нетрезвого пассажира, а он на ходу начал открывать дверь, хорошо, что успел остановиться.
А «бомбилы» вообще есть еще?
«Бомбилы» то есть, как и раньше стоят возле вокзала, станций метро, на крупных перекрестках, но заказов от борта практически нет. С приходом Яндекса, все привыкли к приложению с привязанной карточкой, выходишь из машины и даже про оплату думать не надо, она сама спишется. Только во время проблем с мобильным интернетом заказы от борта есть и то смотря где стоять.
У Яндекса много тарифов. На каком вы работаете?
Я работаю на 4 тарифах, эконом, комфорт, детский и доставка. Заказы беру только по безналу, т.к. у меня нету таксометра. Законодательство разрешает не ставить таксометр, если работаешь через электронное приложение и клиент наличкой не рассчитывается.
Мой автомобиль подходит как для работы на экономе, так и на комфорте. Основное количество заказов – это эконом. В дневное время очень мало заказов комфорт, их количество больше в часы пик, когда большой спрос. После того как Яндекс сделал отдельный тариф детский, больше заказов стало с детьми. По выходным комфорта больше и детский тариф часто вызывают. Но машин с детскими креслами мало, часто это средние и дальние заказы, когда до клиента ехать 3,5-5 км. Я зачастую от таких заказов отказываюсь. Да и сами клиенты говорят, что машину с детским креслом вызвать иногда проблемно.
А как вы вообще оцениваете, нужно ли такое разнообразие тарифов?
На мой взгляд потребителю не понятно, чем реально отличаются комфорт и комфорт+ или эконом и комфорт. Да и когда на эконом приезжает машинка Skoda Super B (относится к комфорт+) это не правильно, но такие случаи есть. Поясню почему, если даже машина относится к классу комфорт+, ей доступны и все тарифы ниже (эконом, комфорт) и часто водитель на комфорт+ ездит и на заказы классом ниже. Если одни и те же машины приезжает что на эконом, что на комфорт (этот тариф дороже эконома). Так зачем платить больше?
На мой взгляд перед потребителем в этом случае, просто размывается отличие тарифов. Я бы оставил только эконом, комфорт и бизнес, ну и соответственно детский. Потребитель должен понимать, что если он вызывает комфорт, то к нему не приедет Lada или Volkswagen Polo или Renault Logan, а приедет машинка повышенного класса комфортности. Да и сейчас вышел новый стандарт брендирования машин в Беларуси, машин с надписью комфорт или комфорт+ уже не будет.
Какие еще новации в работе Яндекс.Такси?
Во-первых, уже давно не Яндекс.Такси, а Яндекс Go (улыбается). Надо обновлять бронирование машины, на борту теперь будет написано Яндекс Go и номер 7220, с весны водитель не будет получать баллы приоритета за старый вариант брендирования. Не так давно Яндекс.Такси купил эту службу, она не была представлена в Минске, но у нее были сильные позиции в областных городах.
Блокируют за превышение скорости, раньше такого не было, но эта система давно тестировалась в Беларуси. Сначала пару раз продет предупреждение, потом тебя заблокируют на 4 часа, а потом на 3 дня. Меня уже на 4 часа блокировали.
Детский тариф появился не так давно, все водители у которых было детское кресло и/или бустер автоматом попали на этот тариф. Заказов стало больше на этом тарифе. Через Яндекс теперь можно вызвать и грузовой микроавтобус, да и доставка тоже пользуется спросом. Цветы возил, китайскую еду, ключи, сумки, рюкзаки.
У Яндекса, вообще одно из самых продвинутых приложений, как для клиентов (Яндекс Go), так и для водителей (Таксометр), поэтому новации там появляются периодически.
А это правда, что заработки упали у водителей такси?
Заработки упали действительно, заказов меньше стало, думаю, что это ощущают все таксисты. Зарабатывать можно, но надо много ездить. Я думаю это не секрет, все знают, Яндекс забирает 23% от суммы заказа и автопарк ещё 5%, плюс автопарк еще забирает какие-то деньги за информационные услуги. Остается конечно на жизнь, но раньше было лучше. После прихода Яндекса, конечно такси стало более доступно, тарифы ниже, но и заработки снизились.
Хотелось бы чтобы комиссии были ниже. У Яндекса самый высокий процент комиссии среди других фирм такси. Мне кажется, что Яндексу все равно что продавать, лишь бы транзакции через них шли. 23% и их больше ничего не интересует, остальное – это проблемы автопарка, которые касаются авто и водителя. Скоро думаю, что через приложение можно будет заказать и пассажирский микроавтобус на 8-12 мест.
А какие еще службы такси работают в Минске? Как вы считаете будут ли появляться новые?
Если говорить о Минске, то кроме Яндекс.Такси, я бы еще отметил, что к ключевым службам такси относятся 135, 7788, 152. Лидером по количеству заказов безусловно является Яндекс.Такси. Новые фирмы появляются периодически, постоянно видишь их предложения перейти к ним, но я не уверен, что сегодня кто-то сможет составить серьезную конкуренцию Яндекс.Такси и тем ключевым службам такси, которые уже есть в Минске.