На рынок агрегаторов доставки еды в Беларуси заходят новые игроки

Рынок доставки еды в Беларуси активно растет. Ситуация с распространением covid-19 привела к еще большему увеличению спроса на доставку еды. Некоторые сервисы даже не справляются с потоком заказов, увеличивая сроки ожидания доставки, отмечается в отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020».

Конкуренция на рынке агрегаторов служб доставки еды усиливается.

Как отмечается в отчете, в Беларуси работают 8 агрегаторов служб доставки еды: menu.by (ООО «Менюбай»), delivio.by (ООО «Деливери Плюс»), just-eat.by (ООО «Фуд клаб»), enot.delivery.by (ООО «Тейсти Сторис»), 24eda.by (ООО «24 Групп»), hereisfood.by (ООО «Нокта Логистик»), carte.by (ООО «КартэБай), menu-menu.by (ООО «Фудтех системс»). Наиболее крупным агрегатором доставки еды является menu.by, он работает в Беларуси с октября 2016 г. и входит в Menu Group, развивающую агрегаторы доставки в Грузии, Армении и Украине.

Растущий спрос на доставку еды, подталкивает к приходу в эту сферу новых агрегаторов. С февраля 2020 г. начал работать delivio.by, который вероятно потеснит основного игрока рынка доставки еды menu.by. C апреля 2020 г. ООО «Фудтех системс» запустил menu-menu.by. На белорусском рынке пока не представлен агрегатор Яндекс.Еда.

На рынок агрегаторов доставки еды в Беларуси заходят новые игроки 1
ТРЦ Galleria Minsk. Фотограф Дмитрий Курочкин

Сервисы по доставке еды работают по 2 бизнес-моделям: доставка собственными курьерами или по модели «маркетплейс», когда заказы доставляют курьеры самих ресторанов. Некоторые из агрераторов, пытаются совместить эти две модели, и службу доставки и маркетплейс.

Приход новых игроков усилит конкуренцию на рынке агрераторов доставки еды и возможно снизит комиссионное возрождение служб доставки (в menu.by такая комиссия составляет – 30% от суммы чека). Как отмечается в исследовании, в Европе и США комиссия составляет около 10 %. Как только конкуренция будет более высокой, процент неизбежно будет снижаться. Однако, высока и затратная часть оператора доставки еды (персонал, транспорт, поддержка ИТ-системы и т.д.).

Трендами белорусского рынка доставки еды являются: рост количества заказов, увеличение среднего чека, рост количества ресторанов, работающих с агрегаторами.

К сожалению основная проблема любого агрегатора доставки еды – это время доставки. Например, обещали привезти за 40 минут, а заказ приехал через 1,5 часа. Это снижает лояльность клиентов к агрегатору. И, к сожалению, с этим сложно что-то сделать. Эффективной формулы решения этой проблемы нет. Нужно правильно настраивать работу программного обеспечения, которое само ищет ближайшего курьера, рассчитывает расстояние и соответственно время доставки, да и может прогнозировать спрос в разных районах Минска.

Некоторых крупных игроков ресторанного бизнеса смущает и то, что аргераторы не отбирают заведения по репутации, а готовы работать со всеми подряд, даже с ларьками шаурмы. Некоторые рестораторы, такое товарное соседство оценивают, как негативное. Эта проблема будет решена по мере развития рынка агрераторов доставки еды и появления новых крупных игроков.