Конфликт России с Украиной и резкий рост цен на топливо коренным образом изменили логистическую отрасль, вызвав повышение значимости интермодальных перевозок и польских морских портов – отметил Пшемыслав Холовач, директор по развитию CSL (Польша).

В последние месяцы автомобильным перевозчикам пришлось столкнуться с последствиями пакета мобильности, ростом цен на топливо и конфликтом России с Украиной. Какова ситуация в отрасли с вашей точки зрения?

Пакет мобильности оказывает некоторое влияние на положение перевозчиков, но другие вопросы являются гораздо более серьезными проблемами. Прежде всего, ситуация в Украине заставила многих украинских водителей отправиться защищать свою страну. В результате наличие водителей на рынке было сильно ограничено и это было видно сразу после начала конфликта России с Украиной, когда в течение двух недель пропускная способность транспортных компаний сократилась.

Вторая проблема – рост цен на топливо. Если в январе оптовые цены на дизельное топливо составляли около 4,6 злотых, то сейчас они составляют около 7 злотых. Поэтому это очень большой рост. Доля топлива в расходах перевозчиков колеблется от 35 до даже 50% в зависимости от протяженности маршрута. Поэтому рост цен на топливо оказал очень сильное влияние на возможности транспорта. К счастью, в большинстве контрактов наша компания имеет положение о ценах на топливо на транспорте, и клиенты согласились на повышение транспортных тарифов.

Проблемой является и колебание цен на топливо. Раньше мы контролировали их раз в квартал, и этого было достаточно, чтобы рассчитать затраты. Сейчас мы обновляем тарифы каждую неделю, потому что в течение нескольких дней происходят скачки цен на топливо.

Кроме того, мы заметили, что в нынешней ситуации значение польского языка в логистическом секторе возросло. Объем грузов, перевозимых для наших клиентов, увеличился, несмотря на более высокие цены и меньшую доступность автомобилей. Если сравнивать январь и февраль этого года с началом прошлого года, то мы зафиксировали рост на 30-40%, а потенциал транспортных запросов еще выше.

Конфликт России с Украиной также влияет на логистический сектор. В результате произошло закрытие или сильное ограничение работы портов в Украине, что является возможностью для польских портов. Наблюдается заметный рост запросов на логистическую поддержку украинских производственных компаний. Быть окном в мир через Гдыню, Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце, а также для небольших портов, таких как Колобжег. Поэтому мы наблюдаем ситуацию, когда объемы, подлежащие транспортировке, растут как на дрожжах, а логистические возможности значительно сокращаются. Заслуживает внимания роль экспедиторских компаний, которые в такие моменты способны гарантировать услуги для клиентов, организовывая индивидуальные перевозки или ища альтернативные логистические решения.

И какое влияние эта ситуация оказывает на интермодальные перевозки?

В ситуации, когда доступность автомобильного транспорта снизилась, я вижу рост интереса к интермодальным перевозкам. Появилась возможность развивать такие связи, особенно в отношениях между европейскими странами.

Сегодня выгодны связи не только между морскими портами и наземными терминалами, но даже перевозки между европейскими городами по сухопутным маршрутам. Мои предварительные расчеты показывают, что перевозка грузов в одном направлении поездом становится выгодной на расстояние 700 км, а иногда и 650 км. С учетом обратных нагрузок это расстояние, конечно, меньше.

Однако в прошлом году интермодальные перевозки стали конкурентоспособными с автомобильными перевозками только на расстояниях более 850 км. Таким образом, можно видеть, что конкурентоспособность железнодорожного транспорта улучшается, что приносит пользу интермодальным операторам. Роль таких компаний, как наша, заключается в том, чтобы превратить негативные явления, такие как рост цен на топливо, в возможность для развития, в котором мы преуспеваем.

Какие новые направления мультимодальных связей вы развиваете?

В настоящее время мы работаем над двумя проектами, связанными с транспортировкой из Евротерминала в Свиноуйсьце. Первый касается перевода грузов с автомобильного на железнодорожный при перевозке контейнеров в Словакию. В настоящее время мы рассчитываем стоимость такой услуги и логистические возможности в Словакии.

Второй проект, начало которого запланировано на конец года, касается перевозки шторных съемных кузовов из Свиноуйсьце в Болгарию. Терминал Свиноуйсьце связан со Скандинавией. В настоящее время там строится новая рампа ро-ро, которая позволит осуществлять перевалку с судна на рельсы, и мы также захотим воспользоваться этой возможностью.

В долгосрочной перспективе мы рассмотрим возможность организации перевозок с перевалкой в новом паромном терминале в Свиноуйсьце, который будет иметь связи со Скандинавией. Однако все будет зависеть от того, будут ли интермодальные перевозки выгодными по сравнению с автомобильными перевозками в рамках маршрута Свиноуйсьце – Силезия.

Конфликт России с Украиной изменил логистическую отрасль в Центральной Европе 1

В настоящее время железная дорога еще дороже, но не исключено, что цены на автомобильные и железнодорожные грузоперевозки сравняются, либо наличие вагонов под погрузку будет узким местом, их просто будет не хватать. Тогда клиенты будут искать предложение не обязательно самое дешевое, но гарантирующее определенность и своевременность доставки, а еще более радикально гарантирующее им доставку. С более длинными маршрутами интермодальные соединения уже привлекательны для клиентов.

Вы планировали построить терминал в Щецине. Что происходит с этим проектом?

Да, мы были готовы к этому проекту, и у нас был грант из фондов ЕС для этой цели. К сожалению, оказалось, что вопросы собственности относительно участка, на котором будет построен объект, пока не урегулированы и это приостанавливает проект.

В то же время мы ищем альтернативное место недалеко от Щецина. Интерес к использованию услуг интермодального терминала в этом городе высок, поэтому данный проект выгоден. Нам пришлось отказаться от финансирования ЕС в рамках этого финансового года, но мы планируем реализовать этот проект в ближайшие годы. Надеюсь, что в этом году мы сможем приобрести земельный участок и подадим заявку на финансирование из следующей программы ЕС.

Какие еще решения вы готовите для своих клиентов?

Мы планируем предоставить новое IT-решение CSL World, которое разрабатываем совместно с партнерами: перевозчиками, складами и экспедиторами. Этот инструмент улучшит коммуникацию между компаниями. У нас уже есть база данных из 450 предприятий, большинство из которых малые предприятия. Мы хотим, чтобы обмен информацией с клиентами происходил в электронном виде, чтобы лучше управлять теоефонией, чтобы клиенты могли видеть в режиме реального времени, что происходит с грузом. 1 мая эта программа будет запущена в CSL, а затем станет доступной для наших партнеров и клиентов. Мы планируем запустить тестовую среду для наших подрядчиков в июне.

Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.