С 1 января 2020 года вступила в силу новая редакция Incoterms 2020. Рассмотрим основные отличия, которые появились в новой редакции и сравним их с изданием Incoterms 2010 года.
Правила Incoterms издаются Международной торговой палатой (ICC – International Chamber of Commerce), одной из основных задач которой является выработка международных стандартов и поддержка предпринимательских организаций в разрешении коммерческих споров. Первая версия Incoterms появилась в 1936 году и с этих пор правила многократно переиздавались (в 1953,1967,1976,1980,1990,2000 и 2010 годах). Следующее издание планируется в 2030 году.
Incoterms часто ошибочно трактуют, как правила международной торговли, но это не совсем верно, так как сборник Incoterms – это, в первую очередь, правила толкования терминов, применяемых и используемых в области торговли, не носящие директивный характер, а лишь дающие единообразное и точное толкование общепринятых терминов. По сути своей Incoterms – это обычаи и традиции международной торговли, что следует учитывать при заключении договоров с использованием таковых правил и терминов.
Что разъясняют и трактуют правила.
Правила разъясняют содержание 11 общепринятых торговых терминов и отражают деловую практику по договорам купли продажи и описывают обязанности для продавца и покупателя, в частности:
- кто и что делает во взаимоотношениях между продавцом и покупателем, например, кто организовывает перевозку или страхование, на кого возлагается обязательство по оформлению отгрузочных и транспортных документов, на кого возлагаются экспортные или импортные формальности;
- где и когда продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда риск переходит от продавца к покупателю;
- какая сторона и за какие расходы отвечает: по перевозке, упаковке, погрузке и выгрузке, проверке, или за расходы связанные с безопасностью товара.
Указанные обязанности изложены в виде десяти статей от А1/В1 до А10/В10. Статьи А представляют собой обязанности продавца, статьи В – обязанности покупателя.
Что не регламентируется правилами.
Правила Incoterms сами по себе никогда не являлись и не являются договором купли-продажи и не заменяют его, они разработаны для отражения торговой практики для любого вида товаров.
Поэтому правила Incoterms не регламентируют:
- переход права собственности или владения на проданный товар;
- статус контракта: является ли он в принципе договором купли-продажи;
- спецификацию продаваемого товара;
- время, место, способ или валюту оплаты и цены;
- способы правовой зашиты, которые можно использовать при нарушении условий договора купли-продажи;
- последствия просрочки и иные нарушения по исполнению договора;
- последствия санкций;
- введение тарифов;
- запретов на экспорт или импорт;
- форс-мажорные обстоятельства или затруднения;
- права интеллектуальной собственности;
- способ, место или право, применяемое при разрешении споров с случае нарушения договора.
Порядок изложения терминов.
В практику порядка изложения терминов были внесены существенные изменения, в Incoterms 2020 принят следующий порядок изложения терминов:
- А1/В1 Общие обязанности
- А2/В2 Поставка/Принятие поставка
- А3/В3 Переход рисков
- А4/В4 Перевозка
- А5/В5 Страхование
- А6/В6 Документ поставки/транспортный документ
- A7/B7 Экспортная/импортная очистка
- А8/В8 Проверка/упаковка/ маркировка
- А9/В9 Распределение расходов
- А10/В10 Извещения
Ключевые различия между Incoterms 2010 и Incoterms 2020.
Впервые в практике Международной торговой палаты Incoterm 2020 был опубликован как в традиционном формате с последовательным изложением 11 терминов, так и в новом «горизонтальном» формате с изложением десяти статей каждого термина Incoterms 2020 под заголовками, перечисленными выше, в отношении сначала продавца, а затем в отношении покупателя. Это облегчает понимание разницы в различных условиях поставки в зависимости от выбранного термина.
Самые важные изменения отразились введением и корректировкой следующего списка понятий и терминов:
- Коносамент с бортовой пометкой и термин FCA.
- Расходы там, где они перечислены.
- Различный уровень страхового покрытия по терминам CIF и CIP.
- Организация перевозки собственным транспортом средствами продавца или покупателя по терминам FCA, DAP, DPU, DDP.
- Изменения аббревиатуры с DAP на DPU.
- Включены требования по безопасности в обязательства и расходы по перевозке;
- Пояснения для пользователей.
Рассмотрим эти изменения подробнее.
Коносамент с бортовой пометкой и термин FCA.
При продаже товара на условиях FCA с морской перевозкой продавцу или покупателю (или, что более вероятно, банку, в котором открыт аккредитив) может потребоваться коносамент с бортовой пометкой.
Однако, согласно FCA поставка завершается до погрузки товара на борт судна. Нельзя полностью быть уверенным, что продавец сможет получить от перевозчика бортовой коносамент. Такой перевозчик связан обязательствами по условиям договора перевозки и имеет право выдать бортовой коносамент только после того, как товар действительно окажется на борту.
Для того, чтобы урегулировать такие ситуации, Incoterms 2020 теперь предоставляет дополнительную опцию: покупатель и продавец могут договорится о том, что покупатель даст указания своему перевозчику о выдаче продавцу бортового коносамента после погрузки товара, после чего продавец обязан будет предоставить этот коносамент покупателю, как правило через банки. ICC признает, что несмотря на такое несколько неудачное сочетание бортового коносамента и поставки на условиях FCA, это изменение вызвано очевидными потребностями рынка. Следует подчеркнуть, что при применении этой дополнительной опции продавец не несет никаких обязательств перед покупателем в отношении условий договора перевозки.
Можно по-прежнему утверждать, что если товар в контейнерах поставляется продавцом покупателю путем передачи перевозчику до погрузки на борт судна, то продавцу рекомендуется осуществлять продажу на условиях FCA, а не FOB. Разница заключается в том, что когда продавцу необходим или желателен коносамент с бортовой отметкой, новая опция в п А6/В6термина FCA Incoterms 2020 дополнительно предусматривает такой документ.
Расходы там, где они перечислены.
В новом порядке изложения статей в Incoterm 2020 расходы отражены в пункте А9/В9 каждого термина. Однако, помимо этого переноса, есть еще одно изменение, которое сразу станет очевидным при сравнении версий правил разных лет: различные расходы распределенные по разным статьям в рамках правил Incoterms, традиционно встречаются в частях каждого термина incoterms.
Например, расходы, связанные с получением документа поставки по FOB в Incoterms 2010, упоминались в пункте А8 «Документ поставки», а не в пункте А6 «Распределение расходов», но в Incoterms 2020 в аналогичной ситуации, а именно в пунктах А9/В9 теперь перечислены все расходы, выделенные в каждом конкретном термине Incoterms, что делает соответствующие пункты и разделы объемнее. Сделано это с той целью, чтобы предоставить пользователям единый перечень расходов, для того, чтобы продавец или покупатель имели возможность увидеть в одном месте все расходы, которые они будут нести по конкретному термину Incoterms.
Отдельные расходы также упоминаются в статье, к которой эти расходы относятся. Например, расходы, связанные с получением документов на условиях FOB, отражены в пунктах А6/В6, а также в пунктах А9/В9. Новый подход состоит в том, что пользователи, которых интересуют распределение расходов на какое-либо конкретное действие, предпочтут обратится к конкретной статье, а не к общей статье правил.
Различный уровень страхового покрытия по терминам CIF и CIP.
В правилах Incoterms 2010 пункт А3 как для CIF, так и для CIP, возлагал на продавца «обязанность за свой счет осуществлять страхование груза, соответствующее, по крайне мере минимальному покрытию, как это предусмотрено пунктом «С» Института лондонских страховщиков или иными подобными условиями».
Положение оговорки «С» Условий страхования грузов Института Лондонских страховщиков предусматривают покрытия ряда перечисленных рисков с учетом отдельных исключений. Положения оговорки «А» Условий страхования грузов Института Лондонских страховщиков, напротив, охватывает «все риски» также с учетом отдельных исключений.
В ходе консультаций при разработке Incoterms 2020 рассматривались возможности перехода от оговорки «С» к оговорке «А», что позволило бы увеличить страховое покрытие, оформленное продавцом в пользу покупателя, но повлекло бы дополнительные расходы в отношении страховых премий. Противоположный подход, а именно, использование оговорки «С», также нашел поддержку со стороны пользователей во время обсуждений.
В итоге было принято решение предусмотреть различные минимальные покрытия для терминов СIF и для термина CIP. В первом случае, который с большей вероятностью будет использоваться в морской торговле сырьевыми товарами, статус-кво был сохранен, и по умолчанию используется оговорка «С» Условий страхования грузов, хотя стороны, разумеется, могут договорится о более широком покрытии. Во втором случае, а именно применительно к термину CIP, продавец теперь обязан обеспечить страховое покрытие в соответствии с оговоркой «А» Условий страхования грузов, хотя стороны, разумеется, также могут договорится о более низком уровне покрытия.
Организация перевозки собственным транспортом средствами продавца или покупателя по терминам FCA, DAP, DPU, DDP.
В Incoterms 2010 предусматривалось, что в тех случаях, когда товар должен быть доставлен от продавца к покупателю, он перевозится сторонним перевозчиком, привлеченном для этой цели либо продавцом, либо покупателем в зависимости от того, какой термин Incoterms использовался.
Однако, на практике выяснилось, что существуют ситуации, в которых, хотя товар и должен быть перевезен от продавца к покупателю, это можно сделать без участия какого-либо стороннего перевозчика. Так, например, при использовании терминов группы D ничто не мешает продавцу организовать перевозку без передачи функции третьей стороне, то есть используя свои собственные транспортные средства.
Аналогично, при покупке по FCA ничто не мешает покупателю использовать свое собственное транспортное средство, для того чтобы забрать товар и доставить его в помещения. Правила Incoterms 2010 не предусматривают такую возможность, а правила Incoterms 2020, исходя из сложившейся практики, её учитывают, прямо разрешая не только заключение договора перевозки, но и простое обеспечение необходимой перевозки.
Изменения аббревиатуры с DAP на DPU.
Единственное существенное различие между терминами DAT и DAP в Incoterms 2010 состояло в том, что на условиях DAT продавец поставлял товар выгруженным с прибывшего в «терминал» транспортного средства, в то время как по условиям DAP продавец осуществлял поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке. При этом понятие «терминал» трактовалось довольно широко, что вызывало определенные неудобства и споры.
Для устранения подобных противоречий были внесены два изменения в термины DAT и DAP. Во-первых, порядок изложения этих двух терминов в Incoterms 2020 был изменен: термин DAP, по которому поставка происходит до разгрузки, теперь перемещён перед термином DAT. Во-вторых, наименование термина DAT изменено на DPU «Поставка в месте назначения в выгруженном состоянии», что подчёркивает, что местом назначения может быть любое место, а не только «терминал». Но, если такое место не находится в терминале, на продавца возложена обязанность убедиться, что место, куда он намерен поставить товар, является местом, где он сможет его выгрузить.
Включены требования по безопасности в обязательства и расходы по перевозке.
В отношении требований по безопасности в Incoterms 2010 имелись достаточно общие указания в пунктах А2/В2 и А10/В10 каждого термина, так как проблемы безопасности стали, к сожалению, распространенным явлением. Дальнейшее развитие практики в этом направлении привело к тому, что в пунктах А4 и А7 каждого термина Incoterms 2020 прямо предусмотрено распределение обязанностей, связанных с безопасностью, а расходам, обусловленным выполнением таких требований, отведено более заметное место в статьях о расходах, то есть в пунктах А9/В9.
Пояснения для пользователей.
Пояснения, которые в правилах образца 2010 года содержались в начале каждого термина, в 2020 году обобщены и называются «Пояснения для пользователей». Указанные пояснения объясняют основы каждого термина Incoterms 2020: когда его следует использовать, когда происходи переход рисков и каким образом распределяются расходы между продавцом и покупателем и так далее. Пояснения предназначены для того, чтобы помочь пользователю четко и эффективно ориентироваться в правилах при выборе подходящего для конкретного случая термина Incoterms и предоставить тем, кто принимает решения или консультирует по спорам или контрактам, регулируемым правилами Incoterms 2020, пояснений по вопросам, которые могут требовать толкования.