С 1 января 2020 года вступила в силу но­вая редакция Incoterms 2020. Рассмотрим основные отличия, которые появились в новой редакции и сравним их с изданием Incoterms 2010 года.

Правила Incoterms издают­ся Международной торговой палатой (ICC – International Chamber of Commerce), одной из основных задач которой является выра­ботка международных стандартов и под­держка предпринимательских организаций в разрешении коммерческих споров. Первая версия Incoterms появилась в 1936 году и с этих пор правила многократно переиздавались (в 1953,1967,1976,1980,1990,2000 и 2010 годах). Следующее издание планирует­ся в 2030 году.

Incoterms часто ошибочно трактуют, как правила международной торговли, но это не совсем верно, так как сборник Incoterms – это, в первую очередь, правила толкова­ния терминов, применяемых и используемых в области торговли, не носящие директивный характер, а лишь дающие единообразное и точное толкование общепринятых терминов. По сути своей Incoterms – это обычаи и тра­диции международной торговли, что следует учитывать при заключении договоров с исполь­зованием таковых правил и терминов.

Что разъясняют и трактуют правила.

Правила разъясняют содержание 11 общепринятых торговых терминов и отражают деловую практику по договорам купли продажи и описывают обязанности для про­давца и покупателя, в частности:

  • кто и что де­лает во взаимоотношениях между продавцом и покупателем, например, кто организовывает перевозку или страхование, на кого возлагает­ся обязательство по оформлению отгрузочных и транспортных документов, на кого возлагаются экспортные или импортные формальности;
  • где и когда продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда риск переходит от продавца к покупателю;
  • какая сто­рона и за какие расходы отвечает: по перевозке, упаковке, погрузке и выгрузке, проверке, или за расходы связанные с безопасностью товара.

Указанные обязанности изложены в виде десяти статей от А1/В1 до А10/В10. Статьи А представляют собой обязанности продавца, статьи В – обязанности покупателя.

Что не регламентируется правилами.

Правила Incoterms сами по себе никогда не являлись и не являются договором куп­ли-продажи и не заменяют его, они разрабо­таны для отражения торговой практики для любого вида товаров.

Поэтому правила Incoterms не ре­гламентируют:

  • переход права собственности или владения на проданный товар;
  • статус контракта: является ли он в принципе договором купли-продажи;
  • спецификацию продаваемо­го товара;
  • время, место, способ или валюту оплаты и цены;
  • способы правовой зашиты, которые можно использовать при нарушении условий договора купли-продажи;
  • последствия просрочки и иные нарушения по исполнению договора;
  • последствия санкций;
  • введение тари­фов;
  • запретов на экспорт или импорт;
  • форс-ма­жорные обстоятельства или затруднения;
  • права интеллектуальной собственности;
  • способ, ме­сто или право, применяемое при разрешении споров с случае нарушения договора.

Порядок изложения терминов.

В практику порядка изложения терми­нов были внесены существенные изменения, в Incoterms 2020 принят следующий порядок изложения терминов:

  • А1/В1 Общие обязанности
  • А2/В2 Поставка/Принятие поставка
  • А3/В3 Переход рисков
  • А4/В4 Перевозка
  • А5/В5 Страхование
  • А6/В6 Документ поставки/транспорт­ный документ
  • A7/B7 Экспортная/импортная очистка
  • А8/В8 Проверка/упаковка/ маркировка
  • А9/В9 Распределение расходов
  • А10/В10 Извещения

Ключевые различия между Incoterms 2010 и Incoterms 2020.

Впервые в практике Международной торго­вой палаты Incoterm 2020 был опубликован как в традиционном формате с последовательным изложением 11 терминов, так и в но­вом «горизонтальном» формате с изложени­ем десяти статей каждого термина Incoterms 2020 под заголовками, перечисленными выше, в отношении сначала продавца, а затем в от­ношении покупателя. Это облегчает понима­ние разницы в различных условиях поставки в зависимости от выбранного термина.

Самые важные изменения отразились введением и корректировкой следующего списка понятий и терминов:

  1. Коносамент с бортовой пометкой и термин FCA.
  2. Расходы там, где они перечислены.
  3. Различный уровень страхового покрытия по терминам CIF и CIP.
  4. Организация перевозки собственным транспортом средствами продавца или покупателя по терминам FCA, DAP, DPU, DDP.
  5. Изменения аббревиатуры с DAP на DPU.
  6. Включены требования по безопасности в обязательства и расходы по перевозке;
  7. Пояснения для пользователей.

Рассмотрим эти изменения подробнее.

Incoterms 2020 vs 2010. Основные нововведения Incoterms 2020 1

Коносамент с бортовой пометкой и термин FCA.

При продаже товара на условиях FCA с мор­ской перевозкой продавцу или покупателю (или, что более вероятно, банку, в котором от­крыт аккредитив) может потребоваться коно­самент с бортовой пометкой.

Однако, согласно FCA поставка завершается до погрузки товара на борт судна. Нельзя пол­ностью быть уверенным, что продавец сможет получить от перевозчика бортовой коносамент. Такой перевозчик связан обязательствами по условиям договора перевозки и имеет право выдать бортовой коносамент только после того, как товар действительно окажется на борту.

Для того, чтобы урегулировать такие си­туации, Incoterms 2020 теперь предоставляет дополнительную опцию: покупатель и прода­вец могут договорится о том, что покупатель даст указания своему перевозчику о выдаче продавцу бортового коносамента после погруз­ки товара, после чего продавец обязан будет предоставить этот коносамент покупателю, как правило через банки. ICC признает, что несмотря на такое несколько неудачное со­четание бортового коносамента и постав­ки на условиях FCA, это изменение вызвано очевидными потребностями рынка. Следует подчеркнуть, что при применении этой допол­нительной опции продавец не несет никаких обязательств перед покупателем в отношении условий договора перевозки.

Можно по-прежнему утверждать, что если товар в контейнерах поставляется про­давцом покупателю путем передачи перевозчи­ку до погрузки на борт судна, то продавцу реко­мендуется осуществлять продажу на условиях FCA, а не FOB. Разница заключается в том, что когда продавцу необходим или желателен ко­носамент с бортовой отметкой, новая опция в п А6/В6термина FCA Incoterms 2020 дополнительно предусматривает такой документ.

Расходы там, где они перечислены.

В новом порядке изложения статей в Incoterm 2020 расходы отражены в пункте А9/В9 каждого термина. Однако, помимо этого переноса, есть еще одно изменение, которое сразу станет очевидным при сравнении версий правил разных лет: различные расходы распре­деленные по разным статьям в рамках правил Incoterms, традиционно встречаются в частях каждого термина incoterms.

Например, рас­ходы, связанные с получением документа по­ставки по FOB в Incoterms 2010, упоминались в пункте А8 «Документ поставки», а не в пункте А6 «Распределение расходов», но в Incoterms 2020 в аналогичной ситуации, а именно в пун­ктах А9/В9 теперь перечислены все расходы, выделенные в каждом конкретном термине Incoterms, что делает соответствующие пункты и разделы объемнее. Сделано это с той целью, чтобы предоставить пользователям единый перечень расходов, для того, чтобы продавец или покупатель имели возможность увидеть в одном месте все расходы, которые они будут нести по конкретному термину Incoterms.

Отдельные расходы также упоминаются в статье, к которой эти расходы относятся. На­пример, расходы, связанные с получением до­кументов на условиях FOB, отражены в пунктах А6/В6, а также в пунктах А9/В9. Новый подход состоит в том, что пользователи, которых инте­ресуют распределение расходов на какое-либо конкретное действие, предпочтут обратится к конкретной статье, а не к общей статье правил.

Различный уровень страхового покрытия по терминам CIF и CIP.

В правилах Incoterms 2010 пункт А3 как для CIF, так и для CIP, возлагал на продав­ца «обязанность за свой счет осущест­влять страхование груза, соответствующее, по крайне мере минимальному покрытию, как это предусмотрено пунктом «С» Института лондонских страховщиков или иными подобными условиями».

Положение оговорки «С» Условий страхо­вания грузов Института Лондонских стра­ховщиков предусматривают покрытия ряда перечисленных рисков с учетом отдельных исключений. Положения оговорки «А» Усло­вий страхования грузов Института Лондон­ских страховщиков, напротив, охватывает «все риски» также с учетом отдельных исклю­чений.

В ходе консультаций при разработке Incoterms 2020 рассматривались возможности перехода от оговорки «С» к оговорке «А», что позволило бы увеличить страховое покры­тие, оформленное продавцом в пользу покупа­теля, но повлекло бы дополнительные расходы в отношении страховых премий. Противопо­ложный подход, а именно, использование ого­ворки «С», также нашел поддержку со стороны пользователей во время обсуждений.

В ито­ге было принято решение предусмотреть раз­личные минимальные покрытия для терминов СIF и для термина CIP. В первом случае, который с большей вероятностью будет использоваться в морской торговле сырьевыми товарами, статус-кво был сохранен, и по умолчанию исполь­зуется оговорка «С» Условий страхования грузов, хотя стороны, разумеется, могут договорится о более широком покрытии. Во втором случае, а именно применительно к термину CIP, про­давец теперь обязан обеспечить страховое покрытие в соответствии с оговоркой «А» Условий страхования грузов, хотя стороны, разуме­ется, также могут договорится о более низком уровне покрытия.

Организация перевозки собственным транс­портом средствами продавца или покупателя по терминам FCA, DAP, DPU, DDP.

В Incoterms 2010 предусматривалось, что в тех случаях, когда товар должен быть достав­лен от продавца к покупателю, он перевозится сторонним перевозчиком, привлеченном для этой цели либо продавцом, либо покупателем в зависимости от того, какой термин Incoterms использовался.

Однако, на практике выяснилось, что суще­ствуют ситуации, в которых, хотя товар и дол­жен быть перевезен от продавца к покупате­лю, это можно сделать без участия какого-либо стороннего перевозчика. Так, например, при использовании терминов группы D ничто не ме­шает продавцу организовать перевозку без передачи функции третьей стороне, то есть используя свои собственные транспортные средства.

Аналогично, при покупке по FCA ни­что не мешает покупателю использовать свое собственное транспортное средство, для того чтобы забрать товар и доставить его в помеще­ния. Правила Incoterms 2010 не предусматри­вают такую возможность, а правила Incoterms 2020, исходя из сложившейся практики, её учи­тывают, прямо разрешая не только заключение договора перевозки, но и простое обеспечение необходимой перевозки.

Изменения аббревиатуры с DAP на DPU.

Единственное существенное различие меж­ду терминами DAT и DAP в Incoterms 2010 со­стояло в том, что на условиях DAT продавец поставлял товар выгруженным с прибывшего в «терминал» транспортного средства, в то вре­мя как по условиям DAP продавец осуществлял поставку, когда товар предоставлен в распоря­жение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке. При этом понятие «терминал» трактовалось довольно широко, что вызывало определенные неудобства и споры.

Для устранения подобных противоре­чий были внесены два изменения в термины DAT и DAP. Во-первых, порядок изложения этих двух терминов в Incoterms 2020 был из­менен: термин DAP, по которому поставка происходит до разгрузки, теперь перемещён перед термином DAT. Во-вторых, наименова­ние термина DAT изменено на DPU «Поставка в месте назначения в выгруженном состоянии», что подчёркивает, что местом назначения мо­жет быть любое место, а не только «терминал». Но, если такое место не находится в терминале, на продавца возложена обязанность убедиться, что место, куда он намерен поставить товар, является местом, где он сможет его выгрузить.

Incoterms 2020 vs 2010. Основные нововведения Incoterms 2020 3

Включены требования по безопасности в обя­зательства и расходы по перевозке.

В отношении требований по безопасно­сти в Incoterms 2010 имелись достаточно общие указания в пунктах А2/В2 и А10/В10 каждо­го термина, так как проблемы безопасности стали, к сожалению, распространенным явле­нием. Дальнейшее развитие практики в этом направлении привело к тому, что в пунктах А4 и А7 каждого термина Incoterms 2020 прямо предусмотрено распределение обязанностей, связанных с безопасностью, а расходам, обу­словленным выполнением таких требований, отведено более заметное место в статьях о рас­ходах, то есть в пунктах А9/В9.

Пояснения для пользователей.

Пояснения, которые в правилах образца 2010 года содержались в начале каждого тер­мина, в 2020 году обобщены и называются «Пояснения для пользователей». Указанные пояснения объясняют основы каждого термина Incoterms 2020: когда его следует использовать, когда происходи переход рисков и каким обра­зом распределяются расходы между продавцом и покупателем и так далее. Пояснения предна­значены для того, чтобы помочь пользователю четко и эффективно ориентироваться в прави­лах при выборе подходящего для конкретного случая термина Incoterms и предоставить тем, кто принимает решения или консультирует по спорам или контрактам, регулируемым пра­вилами Incoterms 2020, пояснений по вопросам, которые могут требовать толкования.