Среди документов ФИАТА оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading, FBL) имеет особую значимость. В мировой экспедиторской практике не существует другого документа, который бы возлагал на экспедитора ответственность за груз и его доставку клиенту.
Особенности коносамента ФИАТА
Ныне действует вариант коносамента ФИАТА 1992 г., который вступил в силу 1 марта 1994 года. Отличительной особенностью этого документа является его голубой цвет. Содержание бланка установленной формы согласовано с ЮНКТАД ООН (United Nations Conference for Trading and Development, UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию)) и Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce, ICC).
На коносаменте ФИАТА имеется эмблема Международной торговой палаты (МТП). Эта эмблема свидетельствует о том, что настоящий коносамент рассматривается Международной торговой палатой как документ, соответствующий правилам Комитета по торговле и развитию ООН и МТП, разработанным для транспортных документов смешанной перевозки. Вместе с тем эмблема МТП не означает, что она является участником возможного судебного иска, возникающего из или в связи с использованием документа ФИАТА.
Официальным языком коносамента ФИАТА является английский. Однако если этого требуют национальные законы и правила, то коносамент может быть напечатан также и на национальном языке страны выписки коносамента. При этом английский текст и английская версия коносамента ФИАТА являются юридически обязательными и имеют верховенство над всеми другими текстами и версиями.
Прежде чем предоставить право использования коносамента ФИАТА, национальная экспедиторская ассоциация должна убедиться в том, что экспедитор обладает хорошей деловой и моральной репутацией и отвечает принятым в международной деловой практике критериям, а именно: имеет достаточный опыт деловой активности, владеет капиталом, достаточным как минимум для оплаты своих обязательств по коносаменту, и располагает опытным штатом сотрудников (по крайней мере, один из руководителей должен иметь соответствующее образование и многолетний стаж работы в сфере международного экспедирования).
Выписав коносамент ФИАТА, экспедитор возлагает на себя ответственность за доставку груза клиента получателю. Получив от экспедитора коносамент ФИАТА, клиент освобождается от необходимости обращаться к какой-либо третьей стороне для обеспечения поставки товара согласно контракту купли-продажи, поскольку эту задачу за него решает экспедитор. Экспедитор самостоятельно устанавливает деловые отношения со всеми третьими лицами, которые могут понадобиться для обеспечения поставки товара, на обеспечение которой он выписал клиенту коносамент ФИАТА. Только в этом случае клиент имеет дело с одним перевозчиком и обладает одним документом, подтверждающим выполнение им своих обязанностей по контракту. При этом, выдавая клиенту единый транспортный документ, экспедитор соответственно назначает одну цену за всю перевозку, т. к. котирует единую ставку, и тем самым дает клиенту возможность своевременно учитывать все расходы, связанные с доставкой груза до места назначения.
Таким образом, при применении коносамента ФИАТА образуется стройная система доставки груза до места назначения: один экспедитор – один транспортный документ на всю перевозку (коносамент ФИАТА) – одна ставка за все расстояние доставки до места назначения (единый тариф) и один ответчик (единая ответственность экспедитора).
Эта система дает значительные преимущества и экономическую выгоду и клиенту, и экспедитору. Получив коносамент ФИАТА, грузовладелец полностью освобождается от каких-либо забот по обеспечению доставки груза. Доставку груза организует экспедитор, который заключает соответствующие договоры с каждым участником доставки груза и несет полную ответственность за доставку груза до конечного пункта назначения. При этом на экспедитора возлагается обязанность не только доставить груз, но и ответственность за всех перевозчиков и третьих лиц, привлеченных им для исполнения доставки груза.
Кроме того, грузоотправитель при аккредитивной форме расчетов с грузополучателем может предъявить коносамент ФИАТА в банк и получить деньги за проданный, но еще не доставленный покупателю товар. В результате ускоряется оборот средств для продавца.
Особенность коносамента ФИАТА заключается в необходимости страхования экспедитором своей ответственности за доставку груза согласно условиям этого коносамента, которые помещены на его оборотной стороне. Пределы этой ответственности, т.е. ответственности экспедитора за утрату или повреждение груза, должны составлять сумму, эквивалентную 835 SDR за место или 2 SDR за кг веса брутто утерянного или поврежденного груза, – в зависимости от того, что больше.
Порядок использования коносамента ФИАТА
Коносамент ФИАТА может быть выдан грузоотправителю при условии:
- принятия экспедитором товаров под свою ответственность;
- обеспечения экспедитором себе исключительного юридического права распоряжения принятыми товарами;
- принятия товара в полной исправности и в хорошем состоянии по внешнему виду;
- соответствия данных коносамента данным полученного экспедитором поручения грузоотправителя;
- согласования с грузоотправителем ответственности за страхование принятого от него груза;
- определения количества выпуска подлинных (оригиналов) коносамента ФИАТА;
- страхования экспедитором своей ответственности в качестве перевозчика.
Изначально коносамент ФИАТА является оборотным документом, однако предусмотрена его выдача и в качестве необоротного документа. При этом в первом случае коносамент должен быть выписан на предъявителя или в виде ордерного документа. Если документ составлен на предъявителя, то он передается в обмен на товар без передаточной надписи, если же он составлен в виде ордерного документа, то он передается посредством индоссамента (передаточной надписи). Применение коносамента ФИАТА, права и обязанности его участников регулируются стандартными условиями, изложенными на оборотной стороне коносамента ФИАТА.
Выдав коносамент ФИАТА, экспедитор обязуется от собственного имени выполнить или обеспечить выполнение смешанной перевозки товара от места, где этот товар был принят экспедитором под свою ответственность согласно записи в коносаменте, до места назначения, указанного в этом коносаменте. При этом необходимо иметь в виду, что экспедитор может иметь собственные транспортные средства для перевозки груза на части маршрута. На части же маршрута, не покрываемого собственными транспортными средствами, экспедитор прибегает к услугам других перевозчиков. Такие перевозчики, как правило, являются фактическими перевозчиками. Экспедитор же является для грузоотправителя договорным перевозчиком – оператором смешанной перевозки.
Начиная работу по подготовке коносамента ФИАТА к выдаче, экспедитор имеет право и обязан потребовать от грузоотправителя точного описания товара. При описании товара следует пользоваться Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). ФИАТА рекомендует также применять объединенную товарную номенклатуру Всемирной таможенной организации (ВТамО). Если экспедитор будет пользоваться этими рекомендациями, то товар легко пройдет таможенные процедуры. В случае неточной или неполной информации грузоотправителя, экспедитор освобождается от ответственности, причиненной товару по этой причине. Экспедитору необходимо всегда иметь в виду, что данные им сведения, содержащиеся в коносаменте, являются основным доказательством принятия им груза под свою ответственность.
Особое внимание должно уделяться оформлению перевозок опасных грузов. Грузоотправитель обязан предоставить экспедитору полную информацию об опасной характере груза. Эта информация может представляться в декларации ФИАТА о перевозке опасных грузов. Если эта информация окажется неправильной или недостаточной, то в случае возникновения опасности для окружающей среды и для жизни, то такой груз должен быть выгружен из транспортного средства и уничтожен. Возникшие при этом расходы относятся на грузоотправителя.
Фактически, выдавая коносамент ФИАТА, экспедитор принимает на себя ответственность за доставку груза до места назначения и за действия всех перевозчиков и третьих сторон, привлеченных им к выполнению всей перевозки. А все транспортные документы, выдаваемые на отдельных участках перевозки ее конкретными исполнителями, становятся внутренними документами экспедитора. При этом ответственность экспедитора ограничивается международными конвенциями.
Несмотря на то, что название коносамента подразумевает, что он предназначен для случаев, когда договор смешанной перевозки вовлекает для доставки груза, по меньшей мере, два различных вида транспорта, в условиях коносамента не содержится каких-либо ограничений для использования его для так называемой прямой перевозки одним видом транспорта. Это важно отметить потому, что, в любом случае, право выбора использовать этот коносамент принадлежит сторонам, которые добровольно изъявляют свое согласие на его применение, и это согласие не зависит ни от каких национальных или международных правил, законов, конвенций. В противном случае, участникам перевозки пришлось бы решать, какая будет перевозка, если требуется осуществить вспомогательную доставку груза на одном или другом концах перевозки, и будет ли считаться такая перевозка смешанной и потребуется ли заключение договора смешанной перевозки. В любом случае, применение коносамента ФИАТА для прямых перевозок значительно облегчает его использование.
Коносамент ФИАТА получил широкое применение в перевозках грузов международной торговли. Ежегодно выписывается около 800 тысяч подлинных экземпляров этого документа. Владение грузоотправителем коносаментом ФИАТА освобождает его от всех функций, связанных с организацией перевозки, с перевозкой и доставкой товара получателю. Все эти функции выполняет экспедитор, выдавший коносамент. До выдачи коносамента ФИАТА грузоотправителю экспедитор котирует ему ставку стоимости доставки товара, и грузоотправитель, включив ее в стоимость товара, освобождает себя от дополнительных расходов, связанных с доставкой товаров (естественно кроме расходов, связанных с общей аварией и другими непредвиденными и непредсказуемыми случаями).
Владение коносаментом ФИАТА означает для грузоотправителя выполнение им своих обязательств перед покупателем товара. Предъявив коносамент ФИАТА в банк, его владелец может снять с аккредитива причитающуюся ему сумму за проданный товар. Таким образом, происходит ускорение оборота денежных средств. Эта функция коносамента ФИАТА предусмотрена всеми действовавшими и действующими вариантами унифицированных обычаев и практикой применения документарных аккредитивов. В частности, статье 19 и 20 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, введенных Международной торговой палатой (МТП) в действие с 1 июля 2007 г. предусматривают прием коносамента ФИАТА в качестве документа, принимаемого банками для производства оплаты за поставляемые товары.
Заполнение оборотного мультимодального коносамента ФИАТА
Условно коносамент ФИАТА можно разделить на 24 графы. Их заполнение осуществляется в следующем порядке.
Графа 1. Грузоотправитель (Consignor) – проставляется наименование грузоотправителя, его адрес и основные реквизиты, характеризующие этого отправителя, такие как номера телефонов, электронной почты и т.д.
Графа 2. В ней содержатся данные о полном и кратком наименовании документа эмблемы Ассоциации «БАМЭ» и Международной торговой палаты. Указывается код Республики Беларусь по кодификации ООН (BY) и проставляется номер документа, присваемый Ассоциацией «БАМЭ»: FAR-000/000.
Графа 3. Поставляется по приказу (Consigned to Order of) – заполняется в соответствии с указанием грузоотправителя. Это может быть представитель экспедитора, банк и др.
Графа 4. Заполняется типографским способом Ассоциацией «БАМЭ» при печатании и выдаче экспедитору бланков коносамента ФИАТА. В графу вносятся наименование и эмблема экспедитора, выписывающего этот документ, его местонахождение, реквизиты. Заполняется в соответствии со сведениями, полученными от экспедитора и сверенными ассоциацией с данными файла экспедитора, хранящимся в ассоциации.
Графа 5. Уведомить по адресу (Notify Address) – проставляются данные стороны, которую необходимо уведомить о прибытии товара в место назначения. Это может быть фактический получатель.
Графа 6. Место получения (Place of Receipt) – указывается место получения экспедитором товара от грузоотправителя.
Графа 7. Судно (Ocean Vessel) и порт погрузки (Port of Loading) – проставляется наименование судна, на котором экспедитор намеревается осуществить перевозку, или наименование возможного заменителя зафрахтованного судна, а также указывается порт погрузки товара на судно.
Графа 8. Порт разгрузки (Port of Discharge) и место доставки (Place of Delivery) – проставляются наименование порта разгрузки и место доставки груза.
Графы 9–13 заполняются в строгом соответствии с данными, представленными грузоотправителем (According to the Declaration of the Consignor).
Графа 9. Маркировка и номера мест (Marks and Numbers) – помещается маркировка и номера мест, присвоенные грузу грузоотправителем. Марки и номера наносятся на каждое отдельное место. В случае необходимости могут использоваться дополнительные листы в качестве приложения к коносаменту для указания марок и мест.
Графа 10. Количество мест и вид упаковки (Number and Kind of Packages) – проставляется количество принятых экспедитором от грузовладельца мест и вид упаковки этих мест: короба, ящики, картонки, поддоны и т.д.
Графа 11. Описание товара (Description of Goods) – дается краткое и точное описание товара, без ненужных подробностей. Рекомендуется использовать ТН ВЭД. Несоблюдение этих требований может привести к задержке в таможенном оформлении и очистке товара.
Графа 12. Вес брутто (Gross Weight) – указывается общий вес товара в упаковке грузоотправителя.
Графа 13. Размеры (Measurement) – проставляются результаты умножения длины, ширины и высоты мест. Сведения важны в случае определения ставки фрахта и тарифов по объемным данным.
Графа 14. Заявление о заинтересованности грузоотправителя о поставке товара к установленной дате или в течение указанного срока (Declaration of Interest of the Consignor in Timely Delivery, Clause 6.2). Коносамент ФИАТА не предусматривает поставку товара в определенное время, однако если грузоотправитель заявит о своей заинтересованности получить товар к определенному сроку или в течение определенного времени, то это требование может быть принято экспедитором, что предусматривает статья 6.2 стандартных условий коносамента ФИАТА.
Графа 15. Объявленная стоимость товара по заявлению грузоотправителя (Declared Value for Advalorem Rate According to the Declaration of the Consignor. Clauses 7 and 8) – указывается стоимость товара, с которой может взиматься таможенная пошлина. Данные также используются налоговыми службами и статистическими ведомствами. В международной практике принято показывать статистические данные по экспорту на условиях FOB и по импорту на условиях CIF.
Графа 16. В ней содержится информация о том, что:
- товары и поручение на их транспортную и экспедиторскую обработку приняты экспедитором в соответствии со стандартными условиями, напечатанными на обратной стороне документа;
- товары приняты под ответственность по внешнему виду в полной исправности и в хорошем состоянии (при условии если нет утверждения об обратном), в месте его получения для его перевозки и доставки в соответствии с вышеуказанным поручением;
- один из выписанных подлинных экземпляров настоящего мультимодального транспортного коносамента, должным образом подписанный, должен быть передан в обмен на товар. В подтверждение вышесказанного подлинный экземпляр (оригинал) мультимодального транспортного коносамента настоящего содержания и от указанной даты подписан в нижеуказанном количестве. При получении товара по одному подлинному экземпляру, оставшиеся подлинные экземпляры мультимодального транспортного коносамента становятся недействительными.
Графа 17. Стоимость перевозки (Freight Amount) – указываются общие транспортные расходы, необходимые для доставки товара получателю.
Графа 18. Транспортные расходы оплачиваются в (Freight Payable at) – проставляется место и метод платежа транспортных расходов, связанных с перевозкой груза по настоящему документу.
Графа 19. В ней содержится информация о страховании груза экспедитором (Cargo Insurance Through the Undersigned), в частности, отмечается «не застраховано» (Not Covered) или «застраховано экспедитором в соответствии с прилагаемым страховым полисом» (Covered According to Attached Policy).
Графа 20. За получением товара, пожалуйста, обращайтесь к: (For Delivery of Goods Please Apply to:) – проставляются данные стороны, к которой должен обратиться держатель коносамента за получением товара. Это может быть представитель экспедитора, банк и др.
Графа 21. Количество подлинных (оригиналов) экземпляров коносамента ФИАТА – проставляется цифрами и прописью количество подлинных (оригиналов) экземпляров выписанного настоящего коносамента.
Графа 22. Место и дата выписки (Place and Date of Issue) – указывается место и дата выписки и выдачи грузоотправителю настоящего коносамента ФИАТА. При этом коносамент ФИАТА может быть выписан только на территории Республики Беларусь.
Графа 23. Подпись и печать (Stamp and Signature). Коносамент подписывается уполномоченным на то экспедитором лицом и подпись скрепляется печатью экспедиторской организации.
Графа 24. В ней содержится обязательная информация о том, что документ разрешен к применению ФИАТА (Text Authorized by FIATA).
Экспедиторская практика применения коносамента ФИАТА
Как правило, экспортные контракты, заключаемые белорусскими товаропроизводителями, предполагают аккредитивную форму оплаты. Это означает, что продавцу для получения оплаты, наряду с другими документами, обязательно предоставление в банк комплекта транспортных документов для подтверждения совершенной отгрузки на согласованных условиях. Как при отгрузке на FOB, так и при отгрузке на CIF/CFR таким подтверждающим документом будет не первая, а последняя транспортная накладная, т.е. морской коносамент.
Отгрузка на борт судна (а, соответственно, и выписка морского коносамента) происходит, как правило, не ранее 7-10 дней с момента отгрузки груза белорусским грузоотправителем автомобильным или железнодорожным транспортом в порт отгрузки. Плюс, чаще всего, 2-3 дня занимает доставка документов из порта в адрес грузоотправителя. Таким образом, можно сделать вывод, что в лучшем случае предъявить документы в банк для раскрытия аккредитива продавец может не ранее, чем через 10-14 дней с момента реальной отгрузки своего товара со склада.
В последние время крупнейшие белорусские производители в своих контрактах стали в качестве отгрузочных документов согласовывать с покупателями коносамент ФИАТА. Для грузоотправителя коносамент ФИАТА – это, в первую очередь, экономия тех самых 10-14 дней на подачу документов в банк для раскрытия аккредитива и получения оплаты за товар на свой счет. Уже одно это – достаточно серьезный аргумент за более активное внедрение в практику работы коносаментов ФИАТА. Помимо этого, коносамент ФИАТА порой является единственным решением такой проблемы поставки товара на условиях CIF/CFR, как малое транзитное время морской перевозки.
Пример 1. Белорусский производитель колесной техники осуществляет аккредитивную отправку партии автотехники из Минска (Беларусь) через порт Марсель (Франция) в Алжир. Оптимальная логистическая схема предполагает перегон техники до порта отгрузки и последующая морская перевозка Марсель (Франция) – Алжир. Перегон занимает 3-4 суток. Хранение в порту Марсель до отгрузки на борт судна – 4-5 дней. Морская перевозка – 3 суток. Аккредитив продавец раскрывает по предоставлении в банк комплекта документов, в том числе и бортового коносамента. С учетом того, что коносамент выписывается и высылается грузоотправителю после погрузки груза на борт судна, к моменту прихода техники в порт назначения продавец только лишь получит документы для сдачи их в банк. Раскрытие аккредитива происходит, как правило, в течение 14-16 суток. Все это время техника не может быть выдана получателю и находится в порту Алжир, причем уже с первой недели оплачивается ее хранение. Возникают немалые дополнительные расходы.
Пример 2. Производитель тракторов подписывает с зарубежным покупателем контракт на поставку тракторов. В контракте в качестве отгрузочного документа согласовано использование коносамента ФИАТА. Таким образом, в банк будет предоставляться не морской коносамент, а коносамент ФИАТА, который выдается продавцу экспедитором сразу после получения техники и в составе других документов сдается в авизующий банк. Техника после принятия экспедитором еще 2-3 дня находится в Минске на бесплатном хранении. Затем происходит перегон в порт. На момент прихода техники в порт отгрузки банк-эмитент уже рассматривает комплект документов. На момент отгрузки на борт судна решение о перечислении уже принято, и приход техники в порт назначения совпадает с датой получения продавцом средств с аккредитива. Техника может быть выдана получателю. Этот пример из практики наиболее показателен с точки зрения преимуществ коносамента ФИАТА в ускорении оборота денежных средств. Можно сделать вывод: грамотно подобранный продавцом и его экспедитором и согласованный с покупателем комплект документов для раскрытия аккредитива позволяет избежать серьезных дополнительных расходов в процессе перевозки груза и оптимизировать схему доставки.
В последнее время практика применения коносамента ФИАТА становится все более разнообразной и включает различные мультимодальные схемы. Более того, коносамент ФИАТА может применяться и при чисто железнодорожной отгрузке товара в страны дальнего зарубежья. И в этом случае схема работает достаточно надежно и результативно.