Дорожный сбор отвяжут от техосмотра и увеличат штрафы за его неуплату.
В Беларуси дорожный сбор все-таки хотят отвязать от техосмотра, включать его в стоимость топлива посчитали нецелесообразным, – сообщил председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский.
Депутаты и правительство посчитали, что наиболее приемлемым будет вариант упразднить госпошлину и ввести вместо нее плату за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. Она будет взиматься независимо от техосмотра. Предполагается, что платить можно будет дифференцированно – за месяц, несколько месяцев, год или два.
Для физлиц ежемесячные ставки хотят снизить на 10% по сравнению с действующими размерами платы, если платишь за год и более – скидка будет 20%. Для организаций снижение действующих ставок предлагают на 20%. Для ветеранов ВОВ и инвалидов будут льготные условия. Платить можно будет через ЕРИП. Контроль за уплатой предполагается с помощью фото- и видеофиксации.
Учитывая многочисленные пожелания граждан, Игорь Комаровский предложил дополнить этот вариант подходом, при котором ставка сбора будет рассчитана на килограмм разрешенной максимальной массы транспортного средства, что будет учитывать реальное влияние транспорта на дорожное полотно. “При этом ставки следует рассчитать таким образом, чтобы не прийти к повышению платежей по сравнению с теми, которые бы вносились плательщиками при существующей системе.
Почему дорожный сбор не хотят включать в цену топлива?
Одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, – это единовременно рост цен на бензин (по расчетам Минфина Беларуси, примерно на 10 копеек) и инфляционное влияние на экономику. Кроме того, поясняет первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, нужно будет вернуть средства тем, кто уже заплатил сбор.
Кроме того, если наложить на те 10 копеек дорожного сбора еще и ежегодный рост стоимости топлива (это тоже порядка 20 копеек), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с Россией, – отметил Дмитрий Кийко.
Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и России в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России. Чтобы не допустить существенного различия с российскими ценами на топливо, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин.
Позицию Минфина поддержала заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина. По ее словам, включение дорожного сбора в цену топлива не решает проблему справедливости взимания сбора. Например, большие объемы топлива закупают для «Беларуськалия», чья техника работает в шахте и не участвует в дорожном движении, для БЖД, а также судоходства.
Идеального варианта нет. Какой бы мы ни выбрали, он все равно будет не идеален, мы все равно будем слышать критику наших потребителей, почему мы такой механизм выбрали, – отметила Светлана Гурина. Например, некоторые потребители не против включения дорожного сбора в цену топлива, но одновременно не согласны, что бензин должен подорожать для них.
Что будет за неуплату дорожного сбора?
Одна из главных предлагаемых новаций – значительно увеличить штраф за невнесение дорожного сбора. Сейчас это максимум 3 базовые величины (81 бел. руб./31,5 долл). По новым правилам, штраф будет в размере 2-кратной годовой ставки дорожного сбора. При уплате этой суммы физлицо освободят на год от внесения этого сбора. По сути, одна годовая ставка сбора – это непосредственно его оплата, еще одна годовая ставка – штрафная санкция.
По оценкам Минфина, новый механизм может принести в дорожный фонд дополнительно около 150 млн бел. руб. (58,8 млн долл) в год. Сейчас ежегодно собирается около 300 млн бел. руб. (120 млн долл). Минфин ожидает, что с изменением порядка уплаты поступления вырастут до 450-500 млн бел. руб. (180-200 млн долл) в год.
Как будут контролировать уплату?
Новая схема дорожного сбора сложна в администрировании, и ГАИ не должна контролировать его уплату, поскольку у нее другие функции, – говорит депутат Палаты представителей Валерий Воронецкий.
Контроль должен быть однозначно в автоматическом режиме, потому что стояние инспектора на дороге и составление материалов – это не вчерашний, а позавчерашний день. Госавтоинспекция максимально настроена на то, чтобы присутствие инспектора на дороге связывалось не с применением административных санкций, а с оказанием помощи участникам дорожного движения, – отмечает заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Александр Занимон.
По его мнению, природа этого платежа – налоговая, поэтому непонятно, почему его администрированием должно заниматься МВД. Это не функция милиции – гоняться за неплательщиками налогов. Кроме того, взимание повышенной платы за невнесение сбора не должно трансформироваться в административную ответственность, это должен быть гражданско-правовой механизм, – считает Александр Занимон.
Когда введут новые правила?
Новый механизм предлагалось ввести с 1 января 2021 года. Вместе с тем пока нет определенности по некоторым ключевым вопросам, например, кто будет контролировать уплату сбора и как будет работать система штрафов. Возможно, контролировать будет Транспортная инспекция Минтранса. Возможен компромисс – установить новые правила с 1 апреля 2021 года, а систему контроля за уплатой сбора наладить в более поздние сроки.
И депутаты, и представители министерств согласились – решение проблемы неоправданно затянулось. Собираемость сбора снизилась, поскольку люди не знают, чего ожидать – возможно, выгоднее было бы заплатить по новой схеме, констатируют депутаты. Была инициатива приостановить взимание дорожного сбора, пока не будет указа о новом механизме, но такое решение не принято.