Усилен таможенный контроль на границах с Беларусью.
Усиление таможенного контроля в отношении транспортных средств, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС, обусловлено выявлением таможенными органами Беларуси значительного количества случаев незаконного перемещения товаров, – сообщает ГТК Беларуси.
Один из крупных белорусских перевозчиков, сообщил INFOTRANS.BY, что машины выборочно направляются в ведомственные пункты таможенного оформления (ВПТО) для проведения таможенного контроля. В частности, в регионе деятельности Минской региональной таможни транспортные средства международной перевозки направляются на 5 ВПТО (06649 «Белтаможсервис-ТЛЦ», 06650 «Минск Белтаможсервис-2», 06651 «Великий камень», 06611 «Белкультторг», 06533 «Минск-СЭЗ»).
Однако, как разъясняет ГТК Беларуси, количество транспортных средств, направленных в ВПТО для проведения таможенного досмотра, составляет не более 1% от общего количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу Республики Беларусь, то есть такие направления не носят массового характера. Таможенные органы Республики Беларусь принимают комплексные меры по уменьшению времени нахождения транспортных средств в ВПТО. Также организовано постоянное взаимодействие между ГТК и таможнями для предотвращения случаев необоснованных задержек транспортных средств в ВПТО.
ГТК Беларуси был проведен анализ количества транспортных средств международной перевозки ожидающих досмотра более двух суток в ВПТО в регионе деятельности Минской региональной таможни за период с 15.10.2020 по 04.11.2020. Установлено, что количество транспортных средств одномоментно ожидавших досмотра более двух суток, в данных ПТО не превышало 1.
В целях исключения перевозчиками нарушения таможенного законодательства, связанного с недекларированием (недостоверным декларированием) товаров, ГТК акцентирует внимание о необходимости соблюдения водителями перевозчиков положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Так, статьей 8 КДПГ определено, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей сделанных в накладной относительно числа грузовых мест (включая их маркировку и номера), а также внешнее состояние груза и его упаковки.
Совместная работа, направленная на обеспечение соблюдения требований, установленных международными и национальными правовыми актами, будет способствовать сокращению случаев нарушения законодательства, и изменению принятых мер таможенного контроля.
ГТК Беларуси отмечает рост нарушений таможенного законодательства водителями большегрузов.
Только за октябрь 2020 года таможенниками выявлено около 470 случаев незаконного ввоза товаров водителями грузовых автомобилей. В октябре прошлого года этот показатель был почти в 2 раза меньше и составил порядка 250 случаев.
По установленной таможенными органами информации лица, которым необходимо «перекинуть» товар из-за границы в Беларусь без уплаты таможенных платежей, пытаются вовлечь в противоправную деятельность водителей грузовых автомобилей. Последние пытаются ввезти на территорию ЕАЭС различные товары небольшими партиями с превышением стоимостных или весовых норм без декларирования, либо с сокрытием от таможенного контроля.
Среди товаров, которые незаконно пытаются ввезти водители, наиболее часто встречаются продукты питания, алкогольная продукция, чистящие и моющие средства, автомобильные запчасти, строительные материалы, канцелярские принадлежности, запрещенные к ввозу для физических лиц средства защиты растений (пестициды) и пиротехнические изделия, электронная техника.
По фактам совершения правонарушений выносятся постановления о привлечении гражданина к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин. В отдельных случаях владельцам незаконно ввозимых товаров приходится и вовсе возвращаться с ними обратно на территорию сопредельного государства. Также в отношении нарушивших законодательство граждан и перемещаемых ими товаров могут применяться дополнительные формы таможенного контроля. Все это значительно увеличивает время пересечения границы, негативно влияет на пропускную способность и эпидемиологическую обстановку в пунктах пропуска, а также несет дополнительные расходы перевозчиков.