Беларусь планирует переориентацию своих грузов из портов стран Балтии в Россию, однако есть камни преткновения.
Россия и Беларусь заняты коммерческой проработкой вопроса о переориентации белорусских грузов с литовских портов на российские, заявил Премьер-министр Беларуси Роман Головченко.
Считаем, чтобы не пострадала экономика белорусских предприятий, в том числе хотим получить от наших российских партнеров определенные выгодные для нас ценовые условия, чтобы диверсифицировать логистические схемы поставок, – заявил Роман Головченко.
Премьер рассказал о сотрудничестве с Россией в нефтегазовой сфере. Так, по его словам, Беларусь рассчитывает на формирование для республики «привлекательной» стоимости российского природного газа.
Пока окончательной договоренности нет, идут переговоры. Расчеты за потребленный газ завершены. Сейчас у нас нет задолженности перед Россией, поэтому в ближайшее время хотели бы выйти на формирование стоимости природного газа для Беларуси в следующем году. Рассчитываем, что она для нас будет привлекательной, – отметил Роман Головченко.
Белорусский премьер подчеркнул, что нет никаких проблем с объемами поставок нефти из России на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия.
По мнению эксперта по энергетике Бориса Марцинкевича, Беларусь уйдет из литовских портов, это лишь вопрос времени. Наверняка в контрактах белорусских компаний с Клайпедским портом предусмотрены условия прерывания договора и в течение какого времени об этом необходимо известить партнера.
Он подчеркнул, что переориентация белорусских грузов зависит от сроков подписания договоров между предприятиями Беларуси и их российскими коллегами.
Когда это изменится? Очевидно, что для этого необходимо выполнить два условия. Во-первых, нужно согласовать тарифы российской железной дороги для транзита белорусских грузов в российские порты, – заявил эксперт.
Во-вторых, необходимо подписать договоры с аффилированными компаниями в российских портах, а эти фирмы являются уже частными. Поэтому предсказать, с какой скоростью это произойдет, достаточно сложно.
Как отмечает главный редактор INFOTRANS.BY Дмитрий Курочкин, на быструю переориентацию белорусских грузов с портов Прибалтики в российские порты рассчитывать не стоит. Вероятно, «белорусский транзит» может стать предметом торга при переговорах о ценах на газ для Беларуси. Ежегодно официальный Минск выторговывает для себя наиболее оптимальные условия поставок. Но и российские компании, а они все являются частными, пока с опаской относятся к Минску в силу политической нестабильности в Беларуси, понимая что есть риски в долгосрочных контрактах.