Интервью с заместителем генерального директора ООО «Новотранс Актив» (LUGAPORT) Вячеславом Петренко.
Прибалтика теряет транзит. Российская перевалка уходит или уже ушла. О возможной переориентации белорусского транзита с портов Прибалтики в российские порты заявлял Александр Лукашенко.
Универсальный терминал LUGAPORT в порту Усть-Луга (Ленинградская область) начала строить группа компаний «Новотранс» в 2019 г. Возведение терминала находится в активной стадии. В компании уверены, что к 2024 г., когда проект будет полностью завершен, LUGAPORT станет одним из самых востребованных терминалов в России.
В интервью заместитель генерального директора ООО «Новотранс Актив» Вячеслав Петренко рассказал, что нового российским и белорусским экспортерам может предложить LUGAPORT, и почему, если соглашение с Минском по грузам все-таки будет достигнуто, – то надолго.
Как бы вы сами описали проект LUGAPORT?
Строительство терминала LUGAPORT ведется в рамках той компоновочной схемы, которая была принята государством под развитие порта Усть-Луга в целом и с учетом освоения планируемого объема грузоперевозок.
Строительство нашего терминала включено в стратегические документы развития транспортной инфраструктуры России. Это и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., и схема территориального планирования в области федерального транспорта, и долгосрочные программы развития ОАО «РЖД» и ФГУП «Росморпорт».
Поэтому мы двигаемся согласно той стратегической линии, которая была предопределена государством для развития мощностей портов северо-запада.
Говорят, LUGAPORT является уникальным терминалом. В чем его особенность?
В последнее время стараются строить больше специализированных терминалов, исходя из массовости, однородного характера переработки грузов. Это позволяет оптимизировать и логистику, и затраты.
Если говорить применительно к отдельной номенклатуре грузов, то уникальность LUGAPORT в том, что мы идем путем, определенным в рамках стратегии самой компании и в рамках утвержденной государством компоновочной схемы порта Усть-Луга.
LUGAPORT – это универсальный, многопрофильный транспортно-логистический комплекс, который может перерабатывать самую широкую номенклатуру грузов: грузы добывающей и перерабатывающей промышленностей, тарно-штучные, генеральные, зерновые, пищевые грузы, кроме наливных. Общий объем – около 24,26 млн тонн в год.
Универсальность LUGAPORT и в том, что все тут взаимозаменяемо. Если каких-то грузов станет больше или меньше, то, к примеру, на портальном кране вместо ковша навешиваются стропы, и идет переработка тарно-штучных грузов или наоборот. То есть на терминале обеспечивается крайне высокая гибкость в работе с грузопотоком.
А есть ли что-то похожее на LUGAPORT в России?
Такие терминалы строились, что называется, с незапамятных времен, когда зародилось судоходство и мореплавание. В последнее время стали создавать более специализированные терминалы, именно под определенную номенклатуру грузов. Это было связано в том числе и с тем, что в припортовой зоне обеспечивалась их переработка. Мы же будем стараться закрыть и ту номенклатурную нишу, которая в рамках специализированных терминальных комплексов не находит себе места для экспорта.
Ленинградская область активно поддерживает строительство терминалов. Какой эффект создание LUGAPORT окажет на развитие северо-запада России?
Это, определенно, новая точка развития в Ленинградской области, терминал даст значительный социально-экономический эффект. Будет создано свыше 700 новых рабочих мест. Это будут представители различных профессий, которых «Новотранс» будет готовить под себя.
Понятно, что нужно будет и привлекать дополнительные трудовые ресурсы, возможно, из других регионов, но эти ресурсы, что важно, должны быть высококвалифицированными. Будут приезжать специалисты со своими семьями. А это повлечет за собой создание соответствующей социальной инфраструктуры.
Кроме того, терминал будет отчислять в бюджеты всех уровней свыше двух миллиардов российских рублей ежегодно.
Заявлялось, что LUGAPORT позволит перенаправить на себя те грузы, которые на сегодняшний день все еще идут из России в Прибалтику. Что ваш терминал может предложить экспортерам того, что не могут предоставить прибалтийские порты?
В самом вопросе уже заключен ответ. Мы предложили для той номенклатуры грузов, которая сегодня идет в Прибалтику, такие же или лучшие условия переработки, только в российском порту.
И если говорить о наших преимуществах, то их, безусловно, больше. С экспортеров снимается необходимость провоза грузов через территорию других стран. Это валютная составляющая, финансовые риски, которые связаны с курсовой разницей валют. У нас ее не будет. Будет стабильный тариф в рублях.
И вообще, не только наш терминал, все портовые комплексы, которые развиваются на Балтике, нужны для того, чтобы российские грузы перевозились и переваливались через транспортные системы России. Это имеет важное значение для транспортной безопасности нашей страны.
На данный момент идет активное обсуждение того, что Беларусь может перевести свои грузопотоки из портов Прибалтики в российские морские гавани. Будет ли LUGAPORT в будущем участвовать в этом процессе, если соглашение о переориентации между Минском и Москвой будет достигнуто?
Тут я вновь повторюсь, что у нас есть возможность переработки самой широкой номенклатуры грузов, но пока никаких официальных обращений к нам не было. Здесь важно понимать, что если такой вопрос возникнет и будут определены номенклатура грузов, объемы перевалки и так далее, то отношения с белорусской стороной должны иметь долгосрочный характер на основе четко прописанных договорных обязательств.
Ведь под белорусские грузы будут построены соответствующие складские помещения, разработаны и внедрены технологии. Мы должны иметь определенные гарантии, что эти объемы к нам придут надолго.
Но в принципе такая возможность сотрудничества рассматривается?
Почему бы и нет?
Как отмечает главный редактор INFOTRANS.BY Дмитрий Курочкин, пока официальный Минск не хочет связывать себя долгосрочными контрактами, он привык играть по своим правилам. Да и экономика этого вопроса тоже пока не складывается, плечо длиннее, логистика дороже, свободных мощностей в российских портах практически нет, их нужно строить, ориентируясь на долгосрочное сотрудничество.