INFOTRANS.BY рассуждает, смогут ли российские порты перетянуть белорусский экспорт из стран Балтии.

Александр Лукашенко заявил о выводе балтийских стран из цепочки экспортных поставок белорусских товаров в связи с недружественной риторикой в отношении официального Минска, непризнания выборов и санкционным списком белорусских чиновников. Речь идет о прекращении перевалки в портах Прибалтики, в первую очередь Литвы, через которые ведутся поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ и минудобрений Беларуськалия. Грузы планируют переориентировать в Россию, однако встает вопрос о свободных мощностях и себестоимости транспортировки, которая гораздо выше, чем при экспорте через Прибалтику.

При этом, экспорт удобрений через Россию для Беларуси будет дороже, чем перевалка через Прибалтику, так как Беларуси придется потратить деньги на строительство или покупку терминала, а также удлинившееся транспортное плечо. При этом, ряд экспертов заявили INFOTRANS.BY, что заявление Александра Лукашенко о совместном строительстве терминала в морском порту не более чем политическое, направленное показать странам Балтии о возможной переориентации грузопотоков в ближайшем будущем. Как утверждают эксперты, реальными деньгами для строительства терминала, Беларусь на сегодняшний день не располагает. Те деньги о которых говорит Александр Лукашенко являются российским кредитом в 10 млрд долл на строительство атомной станции в Островце. В СМИ высказывалась цифра, что на строительстве атомной станции Беларусь сэкономит до 3 млрд долл., это и есть те виртуальные деньги о которых говорит Александр Лукашенко.

Сейчас в Усть-Луге строится терминал Ультрамар общей мощностью по перевалке удобрений и железорудного сырья около 12 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения до 25 млн тонн. Еврохим рассчитывает в 2022 г. ввести в Усть-Луге терминал на 6 млн тонн. И еще один крупный терминальный комплекс Lugaport для перевалки 24,3 млн тонн навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов там строит Новотранс.

В Новотрансе, Ультрамаре и Еврохиме от комментариев отказались. В последнее время белорусская сторона активизировалась и проводит переговоры через Минтранс о возможной перевалке в Усть-Луге, но никаких конкретных договоренностей пока нет, пока это не более чем политические заявления на разных уровнях, как со стороны Беларуси, так и России.

Следует отметить, что из глубоководных терминалов Усть-Луги терминал Ультрамар уже занят грузами Фосагро, Акрона и других компаний. Фосагро планирует переваливать через терминал минимум 3 млн тонн удобрений в год, Акрон – 1,2 млн тонн, Уралхим – 2 млн тонн, Уралкалий – около 3 млн тонн хлоркалия в год. Терминал Новотранса Lugaport будет строиться еще 3-4 года, а терминал Еврохима может быть достроен в 2022 г. и будет специализироваться на удобрениях, что позволит предоставить часть мощностей для Беларуськалия. Но Беларусь экспоровала через Клайпеду порядка 10 млн тонн минудобрений в 2019 г., и ей понадобятся гораздо большие мощности. При этом, РЖД придется сделать скидку на тарифы для Беларуськалия, чтобы компенсировать разницу с Клайпедой.