Компания Ultraplast EU обвиняет Вентспилский свободный порт в невыполнении договорных по строительству здания.
Владельцы белорусской компании Ultraplast EU (владельцами являются белорусские граждане Юлия Чернова и Сергей Тимофеев), которая входит в ТОП-500 крупнейших коммерческих структур Латвии недовольны несоблюдением графика возведения здания в Вентспилском порту. Договор строительства здания и его аренды по адресу Вентспилс, ул. Ганебу 103 площадью 4,2 тыс. кв. м был подписан с управлением Вентспилского порта еще в мае 2019 г., также в рамках этого договора были установлены дополнительные требования по реализации этого проекта и график строительства.
Однако, как указывает Ultraplast EU сроки строительства здания не соблюдены. Более того, отклонения от графика существенные и не устраивают инвестора. Причем при каждом посещении строительной площадки выясняется, что сроки строительства отодвигаются все дальше и дальше, в дополнение выявлены проблемы с браком металлоконструкций и электроэнергией, – указывается в письме руководства Ultraplast EU в адрес Вентспилского порта.
Компания уже инвестировала в производственное оборудование для данного проекта на сумму около 4 млн евро, которое начнет поступать на площадку с 35 недели 2020 г., а также начала подбор персонала для работы на строящемся производстве.
Сроки ввода объекта не ясны и Вентспилский порт не стремится исполнить взятые на себя обязательства. Четкие сроки окончания каждого этапа строительства не предоставлены управлением порта. В завершении письма указывается, что несоблюдение сроков строительства Ultraplast EU оставляет за собой право поиска иных территориальных локаций для реализации своего инвестиционного проекта.
Этот инвестпроект реализуется администрацией порта с привлечением средств Европейского фонда регионального развития, вклад которого составляет 1,2 млн евро из 4,1 млн евро. Ultraplast EU планирует наладить производство по выпуску поликарбонатных листов. В оснащение предприятия будет инвестировано не менее 12 млн евро. Ввод предприятия запланирован на 2021 г., на предприятии будет занято не менее 50 рабочих, мощности рассчитаны на выпуск 1,2 тыс. тонн поликарбонатных листов в год, с последующим увеличением объема до 5 тыс.
Отметим, что в I полугодии 2020 г. грузооборот Вентспилсского порта упал на 41%. Отчасти это обусловлено объективными причинами, морские гавани по всему миру становятся жертвами экономического спада, вызванного эпидемией covid-19. Объем генеральных грузов удалось сохранить, перевалка древесины даже увеличилась на четверть, зато по остальным позициям статистика не радует. Значительно сократилась перевалка угля и не только из-за эпидемии covid-19 и теплой зимы, но и по политическим причинам. Очевидно, речь идет и о «зеленой сделке» ЕС, которая предполагает постепенный отказ от использования твердого ископаемого топлива как самого «грязного» источника энергии и Рига этот курс поддерживает.
Таким образом, плачевные результаты Вентспилса за первые шесть месяцев 2020 г. – результат рокового стечения обстоятельств. На сайте предприятия справедливо указывают, что снижение грузовых потоков связано с рыночной конъюнктурой. Управляющий портом Андрис Пурмалис утверждает, что для него это не стало сюрпризом. Предприятие и так готовилось к тяжелым временам, которые из-за кризиса стали очень тяжелыми.
Сейчас важно, чтобы терминалы были готовы гибко адаптироваться к новой ситуации, искать новые грузовые сегменты, пересматривать тарифы. Управление Вентспилсского свободного порта, со своей стороны, делает и будет делать все возможное, чтобы оказывать поддержку, но нужно понимать, что перевалкой грузов занимаются частные терминалы, на которые управление порта никак повлиять не может, – подчеркивает Андрис Пурмалис.
В июне 2020 г. пришел срок погашения четырех кредитов на сумму 8,3 млн евро по объектам инфраструктуры Вентспилсского порта. Денег у предприятия нет, а перекредитовать его не соглашается ни один латвийский банк. Остается надежда только на государственную казну.