1 июля 2020 г. подписано распоряжение президента № 119рп, которое затрагивает в т.ч. вопросы в области транспорта и развития дорог.
Комплексный распоряжение подписано Президентом и затронет сферы строительства, ЖКХ, транспорта, энергетики, торговли, занятости населения, здравоохранения, образования и денежно-кредитной сферы. Какие вопросы в области транспорта затрагивает подписанное распоряжение?
Создание наиболее благоприятных условий с учетом мирового опыта в целях повсеместного развития электротранспорта в Беларуси.
Электромобили стремительно завоевывают рынок и становятся ключевым автомобильным трендом последних лет. Страховая компания Euler Hermes прогнозирует продажу 90,4 млн новых автомобилей по всему миру в этом году, около 2,7% из которых будет приходиться на электрокары (2,5 млн), а к 2030 году около 50% автомобилей будет на электротяге. Эксперты Deloitte прогнозируют небывалый рост отрасли, заявляя, что к 2025 году в мире будет около 25-30 млн электромобилей.
В данный момент в Беларуси насчитывается порядка 750 электромобилей и около 80 электробусов. Причем за первую неделю действия льгот с 15 июня в Беларусь ввезли 250 электромобилей. По прогнозам аналитиков к концу 2020 года их количество увеличится до 2000, а к 2025 году – до 100 тысяч. Если прогнозы подтвердятся, то к 2028-2030 годам можно ожидать, что их число дойдет до отметки в 300-400 тысяч. Эксперты отрасли считают, что настоящий бум электромобилей в Беларуси может начаться только к середине 2021 года, когда в нашей стране появятся соответствующие официальные дилеры.
Cеть Malanka (Беларуснефть) начитывает порядка 260 электрозапровок. В 2020 году планируется ввести в эксплуатацию еще 142 электрозарядные станции. К 2022 году работающая в Беларуси сеть Malanka планирует увеличить число ЭЗС до 639, которые будут работать по всей стране. Планировалось, что сеть электрозаправок Malanka (Беларуснефть) с 1 июля станет платной, 30-40 копеек за 1 кВт·ч, но пока первых 2-3 недели июля электрозаправки еще остаются бесплатными.
Напомним, что ввоз электромобилей в Беларусь не облагается ввозной таможенной пошлиной и НДС. Электромобили не облагаются «дорожным сбором», освобождены от оплаты за пользования парковками, находящимися в коммунальной собственности. При покупке электромобиля в Беларуси физлицам с 15 июня вернут НДС. Таким образом, физическим лицам при ввозе в Беларусь электромобиля нужно уплатить только утилизационный сбор, льготами он не отменен.
Совершенствование порядка взимания дорожного сбора без привязки к техосмотру.
Еще в 2019 году планировалось отвязать оплату дорожного сбора от прохождения гостехосмотра, но этого так и не произошло. Напомним, что проект указа предусматривал разделение процедуры прохождения техосмотра и оплаты дорожного сбора. В этом случае, водитель бы сам смог выбирать период оплаты с минимальным шагом один месяц, при плате за год и более полагается скидка.
И все дорожный сбор отвяжут от техосмотра и произойдет это вероятно в 2020 году. Гостехосмотр также надеется на скорейшее принятие указа по отвязке дорожного сбора от техосмотра в этом году. Сам дорожный сбор напомним, был введен в 2014 году, и с тех пор количество авто, проходящих техосмотр, продолжает снижаться. По оценкам УП «Белтехосмотр», в 2019 году техосмотр прошли 1 млн 150 тыс автомобилей, притом что в республике было зарегистрировано 4 млн 380 тыс.
Максимальный учет интересов граждан при планирования маршрутов общественного транспорта.
Работа общественного транспорта всегда вызывала много вопросов минчан. Предложений по изменению маршрутной сети высказывается много горожанами, но не всегда изменения, кажущиеся пассажирам простыми и логичными, оправданы с точки зрения транспортников. Изменения маршрутной сети все же будут подстраивать под пожелания пассажиров.
Кроме того, завершается строительство 4 станций третьей линии (Зеленолужская), которая в последующем будет продлена с введением в эксплуатацию электродепо Слуцкое. Третья линия с 14 станциями свяжет микрорайон Зеленый Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Первый пусковой комплекс первой очереди третьей линии будет включать четыре станции (Вокзальная, Площадь Богушевича, Юбилейная площадь, Ковальская Слобода), две из них пересадочные, станция Юбилейная площадь со станцией Фрунзенская (2-я линия) и станция Вокзальная со станцией Площадь Ленина (1-я линия). Получившийся треугольник пересадок позволит разгрузить пересадочный узел Октябрьская – Купаловская.
Запуск первых четырех станций третьей линии (Зеленолужской) запланирован на август 2020 года. С открытием первых четырех станций третьей линии метров Минске, улучшится городская логистика, работа общественного транспорта (автобусов и троллейбусов) в зоне действия новых станций метро будет пересмотрена.
Развитие дорожной инфраструктуры и объектов дорожного сервиса.
Минтранс разрабатывает госпрограмму развития автомобильных дорог на 2021-2025 годы. В ней предполагаем сделать раздел, которого не было ранее, он будет посвящен безопасности дорожного движения. Основная задача – улучшение дорожной инфраструктуры для дальнейшего сокращения числа погибших и раненых. Порядка 700 км дорог первой категории не имеют на разделительной полосе барьерных ограждений. Установка барьерного ограждения будет произведена в течении 2-3 лет.
На заседании Комиссии по безопасности дорожного движения Минтрансу совместно с МВД и другими заинтересованными даны поручения принять меры по ликвидации пешеходных переходов на одном уровне с автодорогами первой категории и установить барьерные ограждения на разделительных полосах, а также на других дорогах в аварийно-опасных местах при разделении транспортных потоков встречных направлений.
Начата реконструкция трассы Р23 Минск – Микашевичи. Реконструкция автодороги будет осуществлена до г. Солигорска. Общая протяженность реконструируемого участка порядка 16 км (со 110,7 км до 126,3 км.). Проектом предусмотрено строительство четырехполосной трассы (сейчас этот участок имеет две полосы – по одной в каждом направлении) с асфальтобетонным покрытием. На реконструируемом участке планируют обустроить восемь автобусных остановок и стоянки для автомобилей.
Реконструкция автодороги М7 Минск – Вильнюс и пункта пропуска Каменный Лог начнется летом. Пропускная способность пункта пропуска Каменный Лог будет увеличена в два раза. Планируется завершить реконструкцию М7 в 2021 году.
Ведутся ремонтные работы на трассе М3 Минск – Витебск. В 2021 году планируются работы по реконструкции участка этой дороги от Минска, будет сделан проект. До Боровлян будет 8 полос, 6 полос – до Логойска, одна из них в каждом направлении будет для общественного транспорта. Также реконструируется автодорога М10.
В Минтрансе Беларуси обсуждаются планы по реконструкции под автомагистраль бесперебойного движения трассы М1/Е30. Принято решение подготовить инвестиционный проект по реконструкции автомобильной дороги М1/Е30 Брест-Минск-граница России под автомагистраль, которая будет обеспечивать бесперебойное движение транспорта. Реконструкцию трассы проведут по всем европейским нормам. Инвестиционный проект будет рассчитан до 2030 года. Реконструкция, в частности, исключит возможность попадания животных на дорогу, будет запрещено движение низкоскоростной техники, пешеходов и велосипедистов.
На МКАД планируется ввести систему контроля инцидентов для повышения безопасности. Однако самый главный вопрос – это финансирование. Как только решится вопрос с финансированием – система будет реализовываться. Предполагается, что над каждой полосой МКАД будет расположен интерактивный указатель, задающий скорость движения. Если на кольце все спокойно, то скорость по полосам предполагается: 100, 90, 90 км/ч. Например, на МКАД произошел инцидент, пока водитель выставляет знак аварийной остановки, возникает затор, о котором надо предупредить других участников движения – чтобы они не въехали в существующее ДТП.