Белорусская железная дорога наращивает темпы электрификации, сообщает пресс-служба БЖД.
Независимой Беларуси досталось ряд электрифицированных участков. Так, в 1963 году открылось движение электропоездов на первом электрифицированном участке Минск-Олехновичи. В период с 1963 по 1983 год были электрифицированы железнодорожные участки Брест-Минск-Орша -госграница с Россией и Молодечно-Минск-Осиповичи. Долгие годы, протяженность электрифицированных участков Белорусской железной дороги составила около 900 км, или 16% от общей протяженности железнодорожных линий БЖД.
Дальнейшая электрификация БЖД продолжалась по госпрограмме развития железнодорожного транспорта на 2011-2015 годы и госпрограмме развития транспортного комплекса на 2016-2020 годы. Так, были выполнены работы по электрификации участка Гомель-Жлобин-Осиповичи протяженностью 193 км, Молодечно-Гудогай-госграница протяженностью 84 км.
С мая 2018 года реализуется инвестпроект, во время которого будет электрифицирован участок Жлобин-Калинковичи-Барбаров протяженностью 141 км. В настоящее время эта работа завершена на участке железной дороги Жлобин-Светлогорск, которые входят в состав четвертого пускового комплекса. Полностью завершить проект электрификации оставшегося участка Светлогорск-Калинковичи-Барбаров планируется в четвертом квартале 2021 года.
Проект по электрификации участка Жлобин-Калинковичи-Барбаров БЖД реализует совместно с китайскими партнерами. Между Белорусской железной дорогой и Китайской компанией по экспорту и импорту электрооборудования (CUEC) был подписан контракт строительного подряда по объекту «Электрификация участков Гомель-Жлобин-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи». Финансирование работ осуществляется за счет собственных средств БЖД (15% от суммы контрактов) и кредитных ресурсов Экспортно-импортного банка Китая (85% от суммы контрактов). Стоимость строительства участка Жлобин-Калинковичи-Барбаров составляет 77,3 млн евро, в том числе кредитные ресурсы Эксимбанка Китая 65,7 млн евро.
В настоящее время на станциях и перегонах участков Светлогорск-Калинковичи-Барбаров продолжаются плановые работы по реконструкции сетей электроснабжения, строительству сетей связи и дистанционного управления устройствами технологического электроснабжения. Завершается установка опор контактной сети на участке Калинковичи-Барбаров. Продолжается строительство двух тяговых подстанций. С окончанием работ на участке Светлогорск-Калинковичи-Барбаров доля электрифицированных железнодорожных участков составит около 25% от общей протяженности железнодорожных линий БЖД.
Дальнейшая проработка планов по электрификации в том числе зависит от тарифов на электроэнергию, с учетом запуска БелАЭС. На следующую пятилетку идет предпроектное обоснование участка Барановичи-Лунинец-Микашевичи-Ситница-Калинковичи протяженностью почти 300 км. Кроме того, необходимо за следующие пять лет модернизировать два участка Минск-Молодечно и Минск-Осиповичи, которые были электрифицированы еще в советские годы. К 2030 году планируется полностью электрифицировать основные грузонапряженные участки, чтобы максимально использовать экономическую эффективность перевозки грузов и пассажиров на электровозной тяге.
При работах по электрификации удалось значительно нарастить белорусскую составляющую. Сейчас она достигла практически 50%, а за рубежом закупается то, чего не производят в стране. Также электрификация будет содействовать сокращению эксплуатационных расходов на инфраструктуру и тяговый подвижной состав, и прежде всего сокращение затрат на приобретение дизельного топлива. Использование подвижного состава на электротяге на электрифицированных участках повышает скорость и комфорт транспортного сообщения, влияет на эффективность экономических связей и мобильность населения, сокращает время нахождения в пути.