К концу 2020 г. число электромобилей на белорусских дорогах увеличится до 2 тыс., сообщает агентство «Минск-Новости».

Пока в стране насчитывается около 400 электрокаров и 264 электрозаправки. Это значит, что на каждую станцию приходится полторы машины с электродвигателем. Отметим, что с 4 мая 2020 года в ЕАЭС действует беспошлинный ввоз электромобилей, а также на территории Беларуси действует еще ряд льгот для владельцев электрокаров.

Указом Президента Республики Беларусь № 273 «О стимулировании использования электромобилей» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» стало государственным оператором по созданию и развитию сети электрозарядных станций в стране. Однако, Белоруснефть – не единственная компания, которая может устанавливать свои электрозаправки.

По прогнозам ПО «Белоруснефть» количество электрокаров в Беларуси к концу 2020 г. увеличится с 400 до 2000. К 2022 г. сеть электрозаправочных станций Malanka планирует увеличить общее количество электрических зарядных станций (ЭЗС) до 639. Уже сегодня все центральные автомагистрали Беларуси оснащены достаточным количеством электрозаправок, поэтому мы хотим увеличить их число в Минске, а также областных и районных центрах, – отмечает заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик.

Количество электромобилей в Беларуси к концу 2020 г. увеличится до 2 тыс. 1
Сеть зарядных станций Malanka

Электромобили имеют три режима зарядки, которые условно можно разделить на медленный, ускоренный и быстрый. Самый простой и доступный тип зарядки – это подключение к стандартной бытовой розетке. При таком способе электромобилю для подпитки понадобится 7-12 часов. Скорость зачастую ограничена мощностью обычной сети, которая составляет 2-3,5 кВт. Второй тип – ускоренная зарядка. Электромобиль подключают к более мощному источнику энергии: до 7,4 кВт, если речь идет об однофазном, и до 22 кВт (Mode 3) при трехфазном подключении переменного тока. Третий тип – быстрая зарядка постоянным током (Mode 4) мощностью 50-150 кВт со способностью зарядить АКБ до 80 % емкости за 15 минут. Для зарядки постоянным током электромобиль должен быть оборудован разъемом соответствующего стандарта. Он отличается от портов медленной и ускоренной зарядки.

Выбор мест установки ЭЗС обусловлен спросом владельцев электромобилей. Так, станции медленной зарядки Mode 3 располагаются там, где водитель может оставить электромобиль на 4-8 часов без ущерба для комфорта (стоянки крупных бизнес-центров, гостиниц и мест общественного назначения). Что касается быстрых станций Mode 4, то они устанавливаются в местах, где водитель готов ждать не более часа, пока его электромобиль зарядится, – отмечает Андрей Котик.

Сейчас в Беларуси устанавливаются электрозарядные станции двух видов – это Mode 3 и 4 мощностью 50-150 кВт. Они обеспечивают зарядку до 80 % емкости аккумуляторной батареи, соответственно, за 6-8 часов и 0,5-4 часа. Скорость зарядки зависит от пропускной способности зарядного устройства и типа используемой зарядной станции. Однако мы понимаем, что будущее за супербыстрыми станциями, которые будут рассчитаны на современные электромобили с большой емкостью аккумуляторов. Зарядить такой автомобиль можно будет за 10-12 минут на 345 км.

Если первая быстрая зарядная станция, установленная в Беларуси, оценивалась в 60 тыс. евро, то сейчас стоимость установки ЭЗС – около 15 тыс. Станции мощностью 100 кВт с подключением и установкой могут стоить 50 тыс. евро и более. Что касается стоимости для потребителей, то сейчас зарядка электромобилей бесплатная по всей стране. Однако в скором времени плата за пользование станциями будет взиматься.