Эксперт infotrans рассказал о росте трафика из Китая в Европу, а также его особенностях в разрезе видов транспорта.
Железнодорожные перевозки. Нестабильное предложение на рынке авиа и морских перевозок способствует росту популярности железнодорожных сервисов Азия-Европа.
Спрос на железнодорожную доставку из Китая растет.
Растет спрос, растет и предложение. DHL удвоила мощность контейнерных сервисов Азия-Европа-Азия на фоне растущего спроса на перевозку химикатов, автозапчастей, бытовой электроники и других товаров. Многие операторы значительно расширили сеть маршрутов контейнерных поездов, связывающих Азию и Европу. В том числе, китайская компания Shandong Hi-speed Group запустила новый маршрут Цзинань-Гамбург, швейцарская Hupac Group – Сиань-Варшава, австрийская RCL Хэфэй-Дуйсбург и Сиань-Линц.
Транспортная группа FESCO расширила географию транзитных сервисов и запустила контейнерный поезд для ускоренной доставки автомобилей из провинции Хэйлунцзян (Китай) в Бельгию через пограничные переходы Суйфыньхэ (Китай) / Гродеково (Приморский край) и Брест (Беларусь) / Малашевиче (Польша). Первый поезд из 41 сорокафутового контейнера с 123 автомобилями прибыл на станцию назначения в Бельгии 10 мая. Общее время в пути следования составило 23 дня.
Maersk запустила свой первый железнодорожный сервис, который будет доставлять грузы из Сианя (Китай) в Измит (Турция). Данный уникальный железнодорожный маршрут позволяет доставлять грузы из Сианя (Китай) в Измит (Турция) за 16 дней.
Через Дуйсбург, ключевой хаб Германии, обслуживающий железнодорожный трафик в и из Китая, за первую неделю апреля прошло 50 поездов, по сравнению с 35-40 до начала пандемии covid-19. По данным австралийского аналитической сервиса Asia Pacific Connex, ставки на железнодорожную перевозку стабильны и составляют около 24 центов за килограмм.
Возросшие почти в три раза ставки на авиаперевозки из Китая, способствуют росту спроса на железнодорожные перевозки. Вызванная пандемией волатильность ставок делает трансконтинентальные железнодорожные перевозки более привлекательными, чем авиаперевозки, – отмечает советник ассоциации операторов автомобильно-железнодорожных комбинированных перевозок UIRR Никкей Акос Эрсек.
По оценкам главы Asia Pacific Connex Андре Уилера, себестоимость интермодальной перевозки стандартного 20-футового контейнера из Сианя в Великобританию составляет около 4,5 тыс. долл. Субсидии китайских властей позволили операторам железнодорожных сервисов предлагать ставки до 3 тыс. долл. за TEU. Сейчас спрос растет, а субсидии сокращаются, в результате, ставки, по словам Уилера, выросли до 4 320 долл. за TEU.
Авиа. Возросший спрос на авиаперевозки грузов из Китая в период пандемии коронавируса и остановка пассажирского авиасообщения привели к резкому скачку тарифов на грузовые перевозки почти в 3 раза, – сообщает аналитическое агентство ACEX.
Тарифы на грузовые авиаперевозки из Китая выросли в 3 раза.
Если до пандемии стоимость доставки 1 кг груза самолетом из Шанхая в Москву составляла 3,5-5 долл., то сейчас ставки колеблются в районе 10-15 долл. При этом тарифы выросли до 10-12 долл. уже в марте.
Высокие ставки на авиаперевозки из Китая являются следствием дефицита провозных мощностей. По данным IATA, мощности на пассажирских рейсах, на которые до кризиса приходилась примерно половина международных грузовых авиаперевозок, были сокращены на 95%, а предлагаемые сервисы работают нестабильно.
Для сравнения, ставки нетто на авиаперевозки из аэропорта Франкфурта в Китай в начале марта в среднем составляли 3 евро (3,24 долл.) за килограмм, по данным гонконгского аналитического сервиса TAC Index. К прошлой неделе ставки снизились до 0,94 евро за килограмм. Ставки на перевозки в Европу пока так не снижаются. Доставка одного килограмма из аэропорта Шанхай Пудун во Франкфурт обходится в более 70 юаней (10 долл.), по сравнению с менее 20 юаней год назад.
Совокупное предложение мощностей на рынке авиаперевозок из Китая выросло на 6% (за период с конца апреля по начало мая) в годовом выражении, но и такой объем не в состоянии удовлетворить выросший спрос, поэтому ставки остаются супервысокими.
Скорость перевозки авиатранспортом резко упала. На маршруте Шанхай – Москва время доставки составляет до 12 дней – вместо 2 – 3 дней в начале года. Например, в шанхайском аэропорту Пудун въезд на терминал занимает 36–40 часов. Выгрузка груза на терминал разрешена не более чем за 48 часов до запланированного отправления рейса.
В период пандемии большинство авиаперевозчиков начали возить грузы пассажирскими самолетами, размещая их непосредственно в салонах, на креслах и между ними, благодаря чему грузовая вместимость на авиарейсах, обслуживаемых пассажирскими самолетами, стала быстро расти – за неделю с конца апреля по начало мая она выросла на 23%. Но при этом она все равно остается на 78% ниже, чем в прошлом году.
Несмотря на то, что вместимость активного специализированного транспортного парка на 20% превышает уровни прошлого года, это не компенсирует сокращения мощностей, вызванного массовой отменой пассажирских рейсов.
Морские контейнерные перевозки. Морские перевозки остаются значительно более дешевыми, чем железнодорожные, но услуги и графики там частично были нарушены из-за снижения спроса, национальных ограничений и портового контроля, предотвращающего распространение covid-19. Для сравнения, доставка одного TEU из Китая в Великобританию морским транспортам обходится в 1250 долл. за TEU, что значительно дешевле железнодорожной перевозки и тем более авиадоставки. Однако, из-за карантинных ограничений и связанного с ними падения спроса маршрутная сеть и вместимость на сервисах морских линий была значительно урезана.
Маршрутная сеть и вместимость на сервисах морских линий в результате covid-19 была значительно урезана.
Европейские судоходные линии Maersk и MSC, например, приостановили отправку судов по нескольким из своих самых загруженных азиатских маршрутов, например, по маршруту Циндао – Феликстоу. По оценкам инвестиционного банка Jefferies, совокупные мощности на рынке морских контейнерных перевозок сократились за время кризиса почти на 30%.
Согласно данным, опубликованным оператором крупнейшего в мире контейнерного порта Шанхай, падение его контейнерооборота замедлилось в апреле до 2,9%, по сравнению с 20% в феврале и 10% в марте. Морской порт Шанхай перевалил в марте 2020 г. 3,5 млн TEU, по сравнению с 3,6 млн TEU в апреле 2019. Резкое падение в феврале было обусловлено продлением новогодних каникул и карантинными ограничениями в связи с эпидемией инфекции covid-19.
Вонг Сив Лоонг, президент швейцарской логистической компании Kuehne + Nagel в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ожидает, что многие новые пользователи поездов вернутся на корабли и самолеты, как только услуги перевозчиков будут восстановлены в полном объеме.
Железнодорожные перевозки были нишевым рынком до covid-19 и останутся таким же после covid-19. Но они оказались очень надежным видом транспортировки», – отметил Вонг Сив Лоонг.