Рижский свободный порт и порт Лиепайской специальной экономической зоны (СЭЗ), как и Вентспилсский порт, планируется преобразовать в предприятия с государственным капиталом, – заявил министр сообщений Талис Линкайтс.
Одним из приоритетов Министерства сообщения Латвии в данный момент является продолжение реформы управления портами. Законопроект о преобразовании портов в общества с госкапиталом планируется подать в сейм до 1 июля 2020 г.
По словам Т. Линкайтса, при проведении реформы будут учтены интересы всех крупных портов, Лиепайской СЭЗ, где работают представители государства, предприятий, самоуправлений, и это представительство в той или иной форме должно быть сохранено. Министр допускает, что Лиепайское самоуправление может быть совладельцем в новом портовом предприятии.
В то же время следует ожидать более конкретной запланированной модели управления Лиепайским портом, подготовленной Министерством транспорта, чтобы иметь возможность более широко прокомментировать, как это может повлиять на экономическое положение Лиепаи и работу порта в целом. Понятно, что управление портом в Лиепае уже отличается от других крупных портовых городов, потому что там порт работает в тесной связи с производством, и Лиепая является крупнейшим производственным центром за пределами Риги с точки зрения производства, – отмечает Улдиса Сеска, председатель правления Лиепайской особой экономической зоны.
Если цель состоит в том, чтобы использовать портовые ресурсы более эффективно, то нет оснований делать вывод о том, что именно преобразование портов в компанию с участием госкапитала позволит достичь этой цели. Кроме того, статус отчужденного публичного лица не исключает применения эквивалентных механизмов прозрачности, подотчетности и контроля, как это принято в компаниях.
У меня есть некоторые законные опасения по поводу того, сможет ли госкомпания добиться результатов, которые жители Лиепаи ожидают от порта и экономики. СЭЗ была создана не для того, чтобы заниматься экономической деятельностью в классическом смысле предпринимательства, а в первую очередь для того, чтобы организовать и сделать привлекательными для инвесторов и предпринимателей различные области, которые были заброшены в советские годы. Сегодня там работают промышленные парки и производственные мощности, создаются рабочие места. Это главная задача сегодня, принимая во внимание решение о покупке деградировавшей территории бывшего Liepajas metalurgs. Компания с участием госкапитала, с другой стороны, работает на совершенно иных принципах, и ее главная цель, как это чаще всего бывает в бизнесе, – получать прибыль, зарабатывать, выплачивать дивиденды в государственный бюджет. Но не в развитии территорий, не в создании рабочих мест, – добавляет Улдис Сеска.