О переносе производства проекта по созданию моноколеса из Великобритании в Беларусь, рассказал Forbes Тимур Артемьев.
Тимур Артемьев – сооснователь компании «Евросеть», после того как покинул Россию, инвестирует за рубежом.
Я переместил производство моноколес Uniwheel в Беларусь, потому что страна открыта к этому. Более того, Президент объявил Беларусь страной электротранспорта. Касательно того, что раньше производство моноколес располагалось в Лондона, это решение было обусловлено тем, что я никогда не собирался делать производство массовым. Если ты производишь продукт маленькими партиями, ты можешь это делать в Лондоне. Но я ошибся с рынком. Я предполагал, что люди очень быстро научатся ездить на моноколесах, потому что они уже умеют кататься на лыжах и велосипедах, а это умение – что-то среднее между ездой на лыжах и велосипедом, – говорит Тимур Артемьев.
Но выяснилось, что ментально люди готовы учиться кататься неделю на велосипеде и на лыжах, но не готовы учиться 4 или 5 дней ездить на моноколесе. Плюс в Англии это нелегально, а здесь люди очень уважают закон. Когда я увидел эту тенденцию, то вспомнил, что велосипед завоевывал мир 100 лет. С моноколесами аналогичная ситуация. Если люди, которые каждый день ездят десятки километров на моноколесах и получают от этого фантастический кайф. Я тоже, когда езжу на моноколесе, испытываю ощущения, близкие к оргазму. На проект Uniwheel я потратил около 8 млн.
Вообще, когда я запускаю какой-либо бизнес, я думаю не столько о местном рынке, сколько о глобальном. В Великобритании есть высококвалифицированные кадры, имеются также гоночные команды, откуда можно брать молодых талантливых инженеров. Поэтому основной вопрос при производстве моноколес в Великобритании состоял в том, чтобы найти людей, которые способны сделать этот продукт маленьким штатом сотрудников. В Великобритании такие люди есть. Но я не знал, что в России их, оказывается, с точки зрения создания программного обеспечения, даже больше. В итоге программу для Uniwheel создал российских разработчик.
Наши моноколеса будут иметь амортизатор и регулируемую жесткость при желании. Более того, наши колеса, в отличие от всех остальных, можно брать на борт самолета. Проблема только в аккумуляторах, на которые авиакомпании вводят ограничения по объему ампер-часов. Для решения этой проблемы можно обеспечить во всех крупных аэропортах мира станции аккумуляторов, которые предоставляются в аренду. Прогнозируемая цена на моноколеса, произведенные в Беларуси – 400 долл. плюс НДС, – говорит Тимур Артемьев.
Пару лет назад я понял, что нам нужно производить электроскутер вместо моноколеса, поскольку прокат электроскутеров стал популярен. Сейчас я ищу бизнес-партнера, который возглавил бы центр разработки и производства моноколес новой конструкции. Первая партия будет произведена в Беларуси, а массовое производство может быть запущено уже в какой-то другой стране.
По словам бизнесмена, рынок моноколес растет в 3 раза ежегодно: в будущем году в эксплуатации будет находиться около 1 млн подобных устройств. При этом достоверной статистики по рынку производства и продаж электронных самокатов нет. Сама идея моноколеса не уникальна. Только на «Яндекс.Маркете» можно найти сейчас несколько сотен товарных предложений от целого ряда производителей – IPS, Leagway, Rockwheel, AirWheel и др.
Артемьев настаивает, что Uniwheel – «лучшее в своем классе»: в отличие от существующих на рынке конкурентов Uniwheel можно брать с собой в самолет: на данный момент устройство соответствует нормам безопасности, оно имеет сменные пластиковые панели, предназначенные для замены поцарапанных деталей на моноколесе, легче «большинства конкурентов» (чуть менее 11 кг против 12-14 кг) и при этом мощнее и маневреннее их, утверждает Артемьев. Бизнесмен уточнил, что патентов на изобретение у него нет, хотя соответствующие заявки уже поданы.