Вопросы уберизации в Беларуси подымались экспертами в исследовании «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020».
Программные продукты, аналогичные Uber, как инструмент автоматизации процессов организации грузоперевозок на рынке востребованы давно. Новый формат взаимодействия «заказчик – перевозчик» на основе IT-платформы (мобильное приложение) позволит всем участникам сократить время реакции, снизить издержки на содержание персонала и исключить риск возникновения ошибок в коммуникациях. Основная идея «уберизации» — связать напрямую грузовладельцев и перевозчиков, обеспечить максимально эффективное использование транспорта, за счет чего снизить затраты на логистику. Все это требует не столько технической реализации, сколько глобальных изменений в отрасли. Модель, основанная только на IT-продукте «без посредников», не будет реализована в ближайшие годы в масштабах всего рынка.
Спрос на традиционные транспортные биржи будет снижаться.
Как отмечает эксперт infotrans, уберизация будет снижать спрос на традиционные транспортные биржи, которые в последнее время и так переживают не лучшие времена. Но пока серьезных убероподобных сервисов в грузовых перевозках в Беларуси нет. Но что мешает классическим транспортным биржам стать убероподобными?
Автоматизация грузоперевозкам нужна по нескольким причинам. Во-первых, автомобили многих перевозчиков недогружены, то есть проходят ежемесячно намного меньше километров, чем могли бы при отсутствии простоев. Во-вторых, в грузовых перевозках сохраняется проблема холостых пробегов при поездке за грузом или на обратном пути. Современные сервисы хорошо справляются в решением этих задач.
Как отмечается в отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020», уберизация рынка грузоперевозок в Беларуси сегодня находится в зачаточном состоянии. К убероподобным сервисам по грузоперевозкам на нашем рынке можно отнести xytki.by (запущен в мае 2017 г.) и Яндекс.Доставка (запущен с 22 апреля 2020 г.). Оба сервиса пока работают только по Минску и предлагают внутригородскую доставку. Про xytki.by infotrans уже писал.
Наиболее серьезные амбиции, опыт и штат профессионалов у Яндекса. Яндекс.Доставка – это перевозка небольших грузов (пока до 20 кг) без пассажиров. Сервис является полноценным агрегатором доставки, работающим через приложение Яндекс.Такси. При развитии данного сервиса, он может стать полноценным Uber-ом для грузовых экспресс-перевозок.
Процесс диджитализации и роста онлайн-сервисов, а также простота их использования (достаточно скачать приложение и привязать карточку) будет способствовать росту количества пользователей таких сервисов. Традиционные службы доставки в этом случае, тоже будут вынуждены смотреть в сторону уберизации своих сервисов, особенно при работе с физическими лицами и e-commerce.
В России Яндекс уже предлагает интернет-магазинам подключится к сервису Яндекс.Доставка. Сервис работает как площадка, через которую поступают заказы на доставку, это полноценный агрегатор, так называемый грузовой Uber.
В этом случае возникает классическая схема работы агрегатора, интернет-магазин заключает договор с Яндекс.Доставкой, а последняя со службами экспресс-доставки. В России этот функционал уже работает, по межрегиональной доставке, Яндекс.Доставка работает с ПЭК, СДЭК, boxberry, Pick.Point. Вопрос запуска данного направления в Беларуси, скорее всего это вопрос времени.
Традиционные службы доставки ждет жесткий разворот на уберизацию и внедрение онлайн сервисов.
Доставка по Беларуси, а также международная доставка – это вполне реальный сервис и разворот на уберизацию здесь будет очень скоро, особенно в секторе C2C (доставка от физлица к физлицу) и e-commerce (доставка по последней мили для e-commerce). Способствует процессу уберизации и нынешняя ситуация с пандемией covid-19. Традиционные службы доставки ждет жесткий разворот на уберизацию и внедрение онлайн сервисов на рынках B2B, B2C, С2C. Да и на потребительский рынок выходит молодежь, которая выросла на гаджетах и заказывает через интернет все – от мебели до еды.
Справочно. Уберизация – замена посредников (людей или организаций) цифровыми платформами. Термин произошел от названия компании Uber (в 2017 г. Uber и Яндекс объединились). Компания разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям подавать запросы на поездки, которые затем переадресуются водителям компании, использующим свои личные автомобили. Термин «уберизация» относят к использованию мобильных приложений, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных компаний. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом.