На рынке экспресс доставки в последнее время много говорят о появлении агрегаторов служб доставки, отмечается в отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020».
В классическом понимании агрегатор – посредник между заказчиком (чаще всего это интернет-магазин) и курьерскими службами. Агрегаторы прежде всего призваны решить проблемы с доставкой в сфере e-commerce. Агрегаторы сами заключают договоры с разными транспортными компаниями. И решают все проблемы с доставкой: пропажу товаров, возврат и т.д. Заказчик заключает один договор с агрегатором. Контролировать процесс доставки заказчик может через личный кабинет отправителя. Там же можно передавать товары в службы доставки и просматривать статусы всех заказов. Заказчик может выбрать любую службу доставки, с которой сотрудничает агрегатор и произвести заказ через соответствующее приложение. Стоимость возможных вариантов подсчитывается автоматически. В итоге сокращается документооборот, упрощается взаимодействие с курьерскими службами, а также можно выбрать наиболее оптимальную стоимость доставки.
Как отмечается в исследовании, рынок агрераторов служб доставки в Беларуси не развит, ниша свободна. В отчете отметается, что в Беларуси работает один агрегатор в сфере курьерской доставки xytki.by, который был запущен в мае 2017 г. Сервис ориентирован на поиск курьера для быстрой доставки товаров и мелких посылок в конкретном районе конкретного города (пока сервис работает только в Минске). Работает он только по Минску и стоимость доставки в этом случае фиксированная, максимальная стоимость доставки не превышает 13 бел.руб., вес посылки ограничен – не более 25 кг.
Агрератор выступает в качестве посредника, т.е. соединяет спрос в лице заказчиков и предложение в лице свободных курьеров. На сайте агрегатора с первого дня работы установлен счетчик, который показывает количество выполненных доставок. По состоянию на 22.04.2020 г. выполнено более 71 тыс. доставок.
Для пользования сервисом необходима регистрация как заказчику, так и курьеру. Есть приложения для Android и iOS. Доставка осуществляются как пешими курьерами, велокурьерами, а также курьерами на автомобилях, зарегистрированными в системе. Работа сервиса очень похожа на Uber, заказчик оставляет на сайте заявку с информацией о том, что нужно доставить, откуда и куда. Любой свободный курьер, находящийся в это время рядом, может взять заказ в работу. Заказчик также может выбрать вариант доставки (пеший курьер или автодоставка), есть опция и доставки за 2 часа. При этом курьер выбирает сам, какую доставку брать. В планах разработчиков подключить сервис по поиску курьеров в областных центрах и затем выйти на все города, где больше 50 тыс. населения.
Маркетплейс для курьеров.
Как указывается в исследовании, сервис xytki.by весьма ограниченный и полноценным агрератором службы доставки его назвать нельзя, скорее всего это маркетплейс для курьеров.
Классических агрераторов курьерских служб, которые будут заключать договор с 2-5 службами доставки и предлагать заказчику заключить с агрератором договор, на белорусском рынке нету. В Беларуси пока не работает такой агрегатор, как Яндекс.Доставка. Например, в России с 2014 г. работает агрегатор курьерских служб catapulto.ru, который на сегодняшний день сотрудничает с 17 службами экспресс доставки. Клиент, заходя на сайт, вводит город отправления и доставки и получает все возможные варианты доставки от всех служб работающих с агрегатором. Также в России работает сервис агрегации служб доставки parcel.digital.
По мере диджилитализации рынка экспресс-доставки и прихода новых игроков, роль агрегаторов будет возрастать.
В будущем, по мере диджилитализации рынка экспресс-доставки и прихода новых игроков, роль агрераторов будет возрастать. Ведь агрератор позволяет заказчику (чаще всего интернет-магазину), работать не с 1-2 службами-доставки (в этом случаем можно обойтись и без агрегатора), а с 5-7 службами и выбирать наиболее оптимальные варианты доставки в соответствии с заданными параметрами. Однако, работа подобных агрегаторов в Беларуси на законодательном уровне пока не регламентирована. Прогнозируется, что количество интернет-площадок, сервисов приложений, а также агрераторов услуг будет только расти.
В законопроекте о платежных системах и услугах появились понятие платежных курьеров, таким статусом предлагается наделять службы доставки, которые будут принимать платежи в пользу третьих лиц, а также платежных агрегаторов, виртуальных платформах для оплаты счетов, порталах для агрегирования платежей в пользу в пользу третьих лиц – производителей товаров и услуг. Но как указывается в отчете, данный законопроект так и не принят.