О том, как работает логистика в условиях covid-19 рассказала руководитель отдела продаж и маркетинга DB Schenker Ukraine Людмила Оксимец, порталу Logist.fm
Людмила, какие основные изменения произошли в управлении цепями поставок и грузоперевозках в последнее время?
Сегодня логистика, как и другие сферы деятельности, переживает турбулентность в результате распространения Covid-19 в мире и в Украине. Хотя хочется отметить, что логистика при любом кризисе будет востребована и пострадает в меньшей степени, чем, например, такие индустрии как автомотив, энергетика, недвижимость, туризм. Тем не менее, в сфере логистики также произошли значительные изменения и компания DB Schenker, имея одну из крупнейших мировых логистических сетей, быстро смогла к ним приспособиться.
С началом пандемии и ее распространением на мировом рынке наблюдался хаос и ажиотаж. То же самое происходило и в Украине: границы закрывались, рейсы отменялись, гривна начала девальвировать, компании старались завезти как можно больше продукции, чтобы наполнить свои запасы на складах. Все предприятия резко оценили преимущества диджитализации и электронной коммерции (e-commerce).
В марте месяце наша компания ощутила всплеск грузоперевозок и запросов на просчет их стоимости как в импортном, так и в экспортном сообщении. Ситуация в грузоперевозках различными видами транспорта следующая:
Авиа: Отменили пассажирские авиаперевозки и, соответственно, рейсов для грузоперевозок авиатранспортом стало значительно меньше, что повлияло на стоимость услуги и на изменения в самих цепях поставок. В связи с этим стали востребованы мультимодальные решения с доставкой продукции через европейские и мировые хабы, что позволяет DB Schenker оптимизировать цены и находить оптимальные решения доставки по принципу «цена-сроки».
Отмена пассажирских авиаперевозок также повлекла за собой невозможность доставки грузов в те страны, где действовал сервис только пассажирских перевозок, например, Армения, Монголия и другие. Что касается импорта, то и здесь возникли проблемы скопления грузов на терминалах и в аэропортах из-за отмены пассажирских перевозок. В частности, такие страны как Китай, США пострадали больше всего: грузы вынуждены ждать своей очереди, возникли сложности с подтверждением букинга, ставки взлетели в разы.
Авто: Введение карантинного режима повлекло за собой закрытие многих предприятий и фабрик в Европе и в Украине, что в свою очередь повлияло на объемы международных автомобильных грузоперевозок: они существенно сократились. Были введены дополнительные меры защиты и требования к грузовым автомобилям и их экипажам. Некоторые европейские страны активно начали внедрять процесс работы по электронной CMR. Но если в марте еще ощущался спрос на транспорт и ставки росли, то уже в апреле мы наблюдаем снижение заказов и фрахты начали опускаться вниз.
Украина закрыла большую часть погранпереходов в результате чего еще в марте и начале апреля на границе образовались колейки (очереди). В европейских странах и в Украине сейчас практически нет задержек на пунктах пропуска. При этом спрос на сборные грузы из Европы только возрос, и наша группажная сеть работает до сих пор без проблем.
Море и ж/д: Морские и ж/д перевозки также ощутили на себе падение объемов и рост фрахтовых ставок по многим направлениям. Экономические последствия пандемии, в первую очередь, отразились на падении объемов грузоперевозок из Китая, который является крупнейшим в мире экспортером. Отмены рейсов повлекли за собой нехватку мест на судах, а морские линии ввели надбавку на вывоз контейнеров из Европы во все страны Азии. Кроме того, ввели ряд ограничений по перечню грузов, перевозимых в РЕФ-контейнерах, в основном из того же Китая. В результате снижения спроса пока наблюдается уменьшение импорта FCL и небольшой рост импорта LCL.
Грузы ж/д транспортом следуют без ограничений. Ограничения в отправках контейнерных поездов в направлении Китай – Европа были сняты после послабления карантинных ограничений в Китае, и на данный момент контейнерный поезд, оперируемый DB Schenker совместно с DB Cargo, курсирует по графику и без задержек.
Как распределяются грузопотоки по видам транспорта? Какие виды грузоперевозок сегодня наиболее востребованы?
В Украине перевозки автомобильным и ж/д транспортом по-прежнему остаются основными видами транспорта. Если речь идет об объемах, но за последний месяц мы наблюдаем сильно возросший спрос на грузоперевозки авиатранспортом. В условиях пандемии скорость доставки жизненно важных товаров, таких как медикаменты, маски, тесты, антисептики, медицинское оборудование, стала приоритетом.
Ведь Китай до недавнего времени конкурировал с Украиной за такую продукцию, как маски. У нашей компании на практике были случаи, когда контейнер с масками, который прибывал в порт Одесса из Китая, перегружался и, представьте себе, отправлялся обратно в Китай уже авиарейсом!
Во время пика пандемии в Китае весь мир помогал им справиться с распространением вируса и отовсюду доставлялись медицинские товары. Когда ситуация изменилась, эти товары уже доставляются в Украину и местная команда DB Schenker совместно с нашими коллегами из других стран сейчас активно принимает в этом участие.
Как меняются ставки и как это отражается на стоимости логистики для долгосрочных и краткосрочных контрактов?
В зависимости от вида услуги ставки могли меняться не то, что каждый день, а даже каждый час. Такую картину мы наблюдали преимущественно для авиа и международного автотранспорта, и зачастую нам приходилось согласовывать ставку на каждую отправку или на каждый грузовик по особо критическим направлениям. Тем не менее, основные наши клиенты практически не ощутили изменений в ценовой политике, а на складские услуги и внутри украинские перевозки наши контрактные цены мы смогли оставить без изменений.
Хочется также отметить, что наша команда разработала четкий план действий еще до наступления карантина в Украине, основываясь на опыте наших европейских и китайских коллег. Мы в карантин вошли уже подготовленными и используем это время для работы над улучшениями: оптимизированы некоторые внутренние процессы в компании, с подрядчиками проведена работа над оптимизациями с точки зрения затрат, с клиентами проводятся постоянные коммуникации для улучшений нашего уровня сервиса и поиска решений.
Как логистические компании, в частности DB Schenker, решает вопросы соблюдения сроков доставки грузов, если отменяют рейсы или перекрывают границы?
Безусловно все логистические компании столкнулись с нелегкой задачей обеспечения непрерывности цепи поставок. И преимущество всегда у крупных компаний, имеющих обширную мировую сеть филиалов и многолетний опыт работы на рынке логистики. Именно это и помогает компании DB Schenker в Украине эффективно решать проблемные вопросы путем поиска различных вариантов доставки грузов в тесной кооперации с коллегами из разных стран, в том числе используя мультимодальные решения. Мы действуем по принципу: One Team with One Goal!
Также в компании налажен процесс постоянного мониторинга распространения Covid-19 и принимаемых в разных странах карантинных ограничений или послаблений, создан портал для наших партнеров, на котором можно ознакомиться с последними изменениями в грузоперевозках во всем мире. Это позволяет нашим специалистам оперативно реагировать на малейшие изменения в цепях поставок и своевременно находить альтернативные варианты.