Александр Лукашенко заявил о возможной переориентации грузопотоков с Клайпеды на другие порты.

28 августа Александр Лукашенко заявил, что обещает показать, что такое санкции, и поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков из портов Литвы на другие порты. Напомним, что Литва ввела персональные санкции против 118 чиновников в связи с ситуацией в Беларуси (разгон мирных демонстраций и фальсификация выборов Президента, которые состоялись 9 августа). Страны ЕС готовятся согласовать санкционный список из 20 белорусских чиновников, в будущем список может быть расширен, все зависит от ситуации в Беларуси. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что официальный Киев также допускает введение санкций против Беларуси из-за фальсификации итогов выборов и подавления мирных протестов.

Переориентация белорусских грузов на другие порты.

Белорусские грузы действительно традиционно формируют около 30% грузооборота Клайпедского порта. В нынешнем году эта доля может быть и больше, так как на фоне covid-19 и белорусско-российского нефтяного конфликта именно через Клайпеду пошли потоки альтернативной нефти. Порт Клайпеда является ближайшим морским портом для Беларуси. Плечо доставки до других портов в регионе (польский Гданьск, латвийский Рига и российские Усть-Луга, Санкт-Петербург и Каллинград, украинские Одесса и Южный) значительно длиннее, в связи с этим так называемый в логистике «довоз» обходится дороже, тем более если речь идет про железнодорожный транспорт.

Для переориентации с Клайпеды калийных удобрений и нефтепродуктов и продукции ГродноАзота нужны значительные скидки на довоз. Кроме того, в Клайпеде значительно модернизировано портовое хозяйство. Также напомним, что ОАО «Беларуськалий» с апреля 2013 г. владеет 30% долей клайпедского терминала сыпучих грузов ЗАО «Бирю кровиню терминалас» (Biriu kroviniu terminalas). Через этот терминал обрабатываются все экспортные потоки белорусских калийных удобрений, в частности в такие страны как Индия, Китай, Бразилия.

Для того чтобы переориентировать потоки с Клайпеды на другие порты региона, Беларуси придется смириться с серьезными финансовыми потерями или просить Россию о серьезном снижении жд-тарифов на довоз в российские порты. Однако, российские порты и так загружены и их инфраструктура может быть не готова нереваливать такие объемы как например у Беларуськалия, а это не менее 10 млн тонн удобрений в год.

В случае переориентации белорусских грузов на другие порты, пострадать может и Литовские железные дороги, которые обрабатывают от 18-19 млн тонн белорусских грузов в год при общем обороте 50 млн тонн.

Ответ главы МИД Литвы.

Лукашенко грозит Литве переориентировать потоки с Клайпеды на другие порты 1

Угрозы Александра Лукашенко о вводе санкций в отношении Литвы и Польши – это естественное для него поведение – авторитарный глава Беларуси стремится любой ценой сохранить свой пост, заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.

Линас Линкявичюс заявил, что режим Беларуси должен оценить экономическое положение своей страны и принять логичные решения. Посмотрим, как это будет выглядеть на практике, ведь такие заявления звучали не раз и не два. Я так представляю, что они должны учитывать и свои интересы – страна в очень сложной экономической ситуации, и они должны учитывать, какие пути и способы поддержания экономики более приемлемы. Здесь нужно понять, что наше экономическое сотрудничество – это одна из тех сфер, которые мы называем прагматичной – она выгодна для обеих сторон, не только для Литвы. Нелогично будет это разрушить.

Из альтернатив…

Лукашенко грозит Литве переориентировать потоки с Клайпеды на другие порты 3

Из альтернатив – поставки через российские порты, хотя такие идеи ранее даже не обсуждались. Все, чего хотела российская сторона, заставить Беларусь возить нефтепродукты через порт Усть-Луга, и даже предоставила скидку в 50% на железнодорожные перевозки. Несмотря на щедрую скидку, нефтепродукты, по понятным причинам (логистика не сложилась, это дороже), так и не поехали через Россию.

Второй вариант Латвия – порт Рига, но инфраструктура там пока не готова, да и солидарная позиция стран ЕС по отношению к действующей в Беларуси власти вряд ли станет хорошей основой для изменения маршрута поставок. Такая же ситуация и с Польшей, общая солидарность стран ЕС не дает возможность говорить о переориентации белорусских грузопотоков с Клайпеды на другие порты стран ЕС. Поддержка Украиной позиции ЕС по Беларуси, также не дает возможность рассматривать порты Одесса и Южный.

Выходит, что отказ от литовских портов сейчас – это, без преувеличения, разорение собственного насыпного терминала и удорожание поставок ключевого экспортного продукта – калийных удобрений, а также нефтепродуктов, включая альтернативные потоки нефти в Беларусь. Уралкалий внимательно следит за событиями… А из альтернативных портов для белорусских грузопотоков остается только Россия.