В 2023 году дисбаланс на рынке контейнерных перевозок увеличится.
С падением спроса на контейнерные перевозки дисбаланс на рынке будет растет, а фрахтовые ставки продолжат снижаться. Но меры, предпринимаемые судовладельцами по сокращению предложения мощностей, не принесут плодов достаточно быстро, что создает условия для еще большей ценовой конкуренции.
Ситуация будет ухудшаться как минимум до первых месяцев после китайского Нового года (CNY). Проблема в том, что он начнется раньше, чем в последние годы, 22 января 2023 года, но, вероятно, продлится больше одной недели.
Традиционно период CNY характеризовался замедлением производства в Китае (также, например, во Вьетнаме), напоминает аналитическая компания Sea-Intelligence. Поэтому судоходные линии организовывали и организуют порожние рейсы, чтобы соответствовать спросу и предложению. Это поэтапное сокращение транспортных мощностей было начато судовладельцами еще в ноябре. С каждой последующей неделей этот процесс усиливался и, вероятно, усилится в ближайшие недели, оценивает Sea-Intelligence.
Например, администрация порта Лос-Анджелеса зафиксировала 13 порожних рейсов в ноябре и 11 в декабре. Как правило, в течение нескольких недель, предшествовавших CNY, наблюдалась спешка с перевозкой грузов и повышенный спрос на фрахт. Но не в этом году. Отсюда и большое количество порожних выходов и отмененных рейсов. Это состояние может быть продолжительным. Китайские фабрики могут закрыться на срок до 4-5 недель в январе и феврале, — сказал The Maritime Executive Джереми Никсон, генеральный директор One Network Express, одного из ведущих перевозчиков в Тихоокеанском регионе.
Ожидается, что перевозчики на некоторых маршрутах сократят пропускную способность до 50 процентов и будут медленно восстанавливать пропускную способность по мере увеличения спроса. Скорее всего это будет в марте, а может и позже. Слишком много неизвестных. По данным Alphaliner на начало декабря, всего с рынка было выведен 261 контейнеровоз вместимостью около 1,4 млн TEU. Это было эквивалентно чуть более 5 процентам вместимости мирового флота. Некоторые аналитики прогнозируют, что неиспользуемые производственные мощности могут увеличиться как минимум до 2 млн TEU в первом квартале. Но этого все равно будет недостаточно, чтобы сбалансировать рынок.
Напомним, что в 2020 году мы наблюдали продление китайского Нового года из-за вспышки коронавируса, в то время как в 2021 и 2022 годах судоходные линии сохраняли высокую пропускную способность, чтобы удовлетворить высокий уровень спроса. В условиях стагнации спроса и продолжающегося падения фрахтовых ставок судоходным линиям имеет смысл исчерпать дополнительные мощности в период 2023 юаня, чтобы попытаться остановить снижение фрахтовых ставок, — прокомментировал Алан Мерфи, генеральный директор Sea-Intelligence.
Снижение спроса приводит к отменам рейсов. Так, между 49 неделей (5-11 декабря) и первой неделей 2023 года (2-8 января) было отменено 96 рейсов из 730 запланированных, т.е. 13 процентов. Проблема в том, что во время судоходного бума и сверхликвидности судовладельцев они заказали большое количество новых контейнеровозов. По оценкам Alphaliner, общий портфель этих заказов составляет 7,4 млн TEU (около 30 процентов текущего флота), из которых суда общей грузоподъемностью около 2,32 млн TEU войдут в эксплуатацию в 2023 году. «Сравнивая 2023 и 2019 годы и средние темпы роста мощностей за период 2015–2019 годов, мы видим значительное увеличение развертываемых мощностей, — комментирует Алан Мерфи.
По оценкам Sea-Intelligence, на линиях из Азии в Северную Америку транспортное предложение увеличатся с 57 до 59 процентов, а из Азии в Северную Европу — с 28 до 42 процентов. Только маршрут из Азии в средиземноморские порты будет иметь транспортное предложение на уровне, аналогичном допандемическому периоду. Вывод очевиден. Вывод очевиден, в 2023 году рыночный дисбаланс усугубится, что приведет к снижению фрахтовых ставок.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!