Туркменистан присоединится к Международному коридору Север-Юг (INSTC).

С этой целью было подписано соглашение на прошлой неделе в ходе Министерской транспортной конференции развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, которая состоялась в Авазе на западе Туркменистана. С присоединением Туркменистана коридор, соединяющий Россию и Иран, приобрел дополнительный вариант маршрута.

Официальные лица в Туркменистане громко заявляли о намерении страны интегрировать порт Туркменбаши в транспортные коридоры Восток-Запад и Север-Юг, одним из которых является INSTC. Фактически, Мередов заявил в пятницу, что Туркменистан официально присоединится к транспортному коридору Север-Юг, созданному Россией, Ираном и Индией.

Соглашения о строительстве коридора подписали 13 стран, в том числе Азербайджан, Беларусь, Болгария, Армения, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Россия, Таджикистан, Турция и Украина. Ожидается, что после полного завершения инфраструктура коридора сможет обрабатывать 15 миллионов тонн грузов в год.

С портом Туркменбаши в коридоре маршрут через Азербайджан больше не является единственной транзитной возможностью. Порт находится на Каспийском море, где суда работают для перевозки «поезд-поезд» во все стороны. Ранее по тому же не имеющему выхода к морю маршруту был запущен мультимодальный сервис, при этом судно курсирует напрямую между Россией и Ираном.

Важность этого коридора для России возросла, поскольку она стремится диверсифицировать свои торговые маршруты в условиях жестких санкций, введенных против страны. Ожидается, что INSTC сократит время транзита между Мумбаи и Москвой вдвое, исходя из маршрута через Азербайджан.

С доступом к INSTC перед Туркменистаном открываются новые возможности. На конференции заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов и министр энергетики и инфраструктуры ОАЭ Сухаил Аль Мазруи обсудили возможности для новых маршрутов и более тесного сотрудничества между портом Туркменбаши и портами Дубая и Абу-Даби.

Более того, было подписано российско-туркменское соглашение, а Туркменистан заключил договор с Грузией и Молдовой об улучшении транспортного сообщения. Среди вопросов, обсуждаемых в этих соглашениях, – упрощение визового режима для участников международных автомобильных перевозок и снятие барьеров для развития двусторонних и транзитных автомобильных грузоперевозок.

Кроме того, Туркменистан, Иран, Узбекистан и Казахстан подписали Дополнительный протокол к Соглашению о создании международного транспортно-транзитного коридора, известный как Ашхабадское соглашение. Он направлен на создание международного транспортно-транзитного коридора, облегчающего транспортировку товаров между Центральной Азией и Персидским заливом.

В числе обсуждаемых вопросов – унификация и определение единого сквозного тарифа на грузовые железнодорожные перевозки, а также паритетных размеров сборов и платежей, взимаемых при пересечении государственных границ за транспортные услуги, связанные с автомобильными перевозками.

На конференции Иран заявил о расширении транзита нефтепродуктов из Туркменистана в соседние страны после предыдущего успешного опыта. Стороны также обсудили вопрос доступа Туркменистана к портам на юге Ирана, таким как Чабахар и Бендер-Аббас, что обеспечит доступ Ашхабада к международным водам.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!