АСМАП выступает в защиту российских перевозчиков.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) направила письмо первому вице-премьеру России Андрею Белоусову с просьбой разработать и принять ответные меры на введенный для российских компаний запрет на перевозку грузов по территории ЕС, в том числе транзитом.
Решением совета Европейского союза (ЕС) от 8 апреля 2022 г. № 2022/576 в рамках так называемого пятого пакета санкций российским автотранспортным компаниям с 16 апреля 2022 г. запрещено перевозить грузы по территории ЕС, в том числе транзитом. Аналогичные санкции ЕС приняты в отношении белорусских международных автоперевозчиков.
Доставку российских внешнеторговых грузов на европейском направлении до введения указанного решения осуществляли около 3 100 отечественных автотранспортных компаний с общим парком подвижного состава 45 тыс. автопоездов и численностью работников более 70 тысяч.
Объем доходов национальных предприятий автотранспорта от оказания услуг по перевозке грузов на европейском направлении составлял, по экспертной оценке, сумму эквивалентную 2,5 – 2,7 млрд. евро в год (210 – 230 млрд. рос. рублей). Данный вид деятельности обеспечивал поступления в бюджетную систему страны около 40 – 45 млрд. рос. руб. налоговых и неналоговых платежей.
Российские предприятия автотранспорта, основная доля которых относится к субъектам малого предпринимательства, вынуждены прекратить осуществление перевозок и лишены возможности осуществлять платежи по текущим обязательствам, включая выплату заработной платы своим работникам, лизинговые платежи, налоги и другие текущие расходы.
Введенные Евросоюзом ограничения для российских автоперевозчиков привели к тому, что освободившуюся рыночную пишу по доставке российских внешнеторговых грузов с 16 апреля 2022 г. активно занимают иностранные автотранспортные компании. В связи с отсутствием конкуренции со стороны российских перевозчиков европейские транспортные компании многократно подняли тарифы на свои услуги. Так, если в начале 2022 года средняя ставка на перевозку груза автопоездом в составе стандартного тентованного полуприцепа из Германии в центральные регионы Россия в среднем не превышала 3 200 евро, то после 16 апреля 2022 г. она выросла уже до 12 000 – 15 000 евро. Аналогичная ситуация складывается и в отношении доставки экспортных грузов из России в страны Евросоюза – ставка при перевозке на Германию выросла с 2 000 евро до 6 000 – 9 000 евро.
В Республике Беларусь в целях минимизации негативных последствий введенных санкций для национального сектора международных автомобильных перевозок были приняты ответные меры, запрещающие с 16 апреля 2022 г. перевозки транспортными компаниями стран ЕС по территории Республики Беларусь.
Для продолжения доставки внешнеторговых грузов в Республике Беларусь реализуется схема по перецепке полуприцепов с грузом или перегрузке перевозимых товаров из транспортных средств иностранных перевозчиков на подвижной состав белорусских перевозчиков в приграничных таможенных терминалах. Таким образом, часть пути груз доставляется иностранными компаниями, а часть – белорусскими автотранспортными предприятиями, что позволило исключить вытеснение их с рынка международных автотранспортных услуг.
В Российской Федерации до настоящего времени не принято соответствующих ответных мер на решение ЕС. Иностранные транспортные компании стран ЕС продолжают беспрепятственно выполнять перевозки грузов по территории Российской Федерации.
На совещании в Минтрансе России 19 апреля 2022 г. представители Минсельхоза России и Минпромторга России выступили против варианта, принятого в Беларуси, ввиду того, что осуществление перецепки/перегрузки товара от иностранного перевозчика к российскому может привести, по их мнению, к удорожанию перевозки.
Подобная позиция, по мнению АСМАП, является необоснованной. Схема осуществления международных перевозок с перецепкой полуприцепа с грузом от одного транспортного средства к другому ранее уже эффективно применялась. Дополнительные издержки на её реализацию минимальны и не превышают 50 евро. В случае осуществления перегрузки товара с одного транспортного средства на другое дополнительные расходы могут составить около 300 – 350 евро. Подобный уровень дополнительных расходов при транспортировке внешнеторговых грузов является несопоставимым с возросшим уровнем издержек российских участников внешнеэкономической деятельности, связанных с ростом стоимости услуг на осуществление перевозок иностранными транспортными компаниями.
Введение ответных санкций против европейских перевозчиков позволит исключить необоснованный рост ставок на доставку грузов на европейском направлении, а также сохранить сектор российских международных автомобильных перевозок.
Глава комитета Думы поддержал идею запрета въезда в РФ грузовиков, зарегистрированных в ЕС.
Председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев считает правильной идею о запрете въезда на территорию России грузовых машин, которые зарегистрированы в ЕС.
Считаю, что следует пойти по белорусскому пути, где введен запрет пересечения границы автомобилями и тягачами, зарегистрированными в ЕС и [разрешена] перецепка полуприцепов в приграничных таможенных терминалах, – сказал Москвичев в четверг корреспонденту ТАСС.
Депутат добавил, что одна из главных задач в настоящее время – сохранение рабочих мест в области автоперевозок. Отрасль автоперевозок – это более 70 тыс. рабочих мест. Нам надо сохранить рабочие места и не допустить вытеснения отечественных компаний иностранными на нашем рынке”, – подчеркнул Москвичев.
Он также отметил, что необходимо законодательно установить лимит на заправку европейских транспортных средств на территории России. Это необходимая мера, поскольку сейчас европейские фуры работают как бензовозы. Они заправляются на территории России по ценам в несколько раз ниже, чем в Европе, – подчеркнул он.