Все больше компаний интересуются железнодорожными перевозками между Китаем и ЕС.
Железнодорожный транспорт по Новому Шелковому пути в настоящее время очень конкурентоспособен с точки зрения затрат и времени в пути по сравнению с другими видами транспорта. Благодаря этому эти сервисы привлекают новых клиентов, – говорит Бартош Мишкевич, генеральный директор Symlog (Польша).
Как в настоящее время функционирует железная дорога Шелкового пути. Влияет ли конфликт ЕС с Россией на этот транзитный маршрут между Европой и Китаем?
В настоящее время железнодорожный транспорт на Новом Шелковом пути функционирует очень эффективно. Последние несколько поездов проехали участок Китай – Польша за 10 дней. Это отличный результат, который вызван небольшой нагрузкой на железнодорожные линии. Также важен циклический фактор. После китайского Нового года всегда можно наблюдать уменьшение отправляемых объемов. То же самое произошло и в этом году.
И глядя на количество запросов, могу сказать, что март этого года выглядит вполне типично по сравнению с предыдущими годами. Мы видим, что после первоначального шока, вызванного началом войны, клиенты возвращаются к этой услуге. Появились и новые компании, заинтересованные в отправке грузов из Азии в Европу по железной дороге, которым из-за ситуации в Украине пришлось менять или адаптировать свои цепочки поставок, а железнодорожный транспорт является частью их бизнес-политики.
С другой стороны, многие импортеры в последние годы привыкли к высокоскоростному железнодорожному транспорту и не интересуются морским транспортом, который дороже и медленнее железнодорожного транспорта, или авиационными грузами, у которых есть свои проблемы. С этой точки зрения прогноз по железнодорожному транспорту представляется благоприятным.
Китай вновь применяет политику «нулевой терпимости» к ковиду. Вы не боитесь осложнений в цепочках поставок?
Санитарная политика Китая затрагивает все транспортные отрасли. Конечно, никто не хочет новых заражений, но к вопросу противодействия пандемии нужно подходить разумно. Некоторое время назад появились сообщения о том, что Китай намерен смягчить свою политику в отношении ковида, а сегодня мы вновь слышим о закрытии целых городов.
Возможно, такой подход варьируется от провинции к провинции, так как необходимо учитывать, что в Китае местные власти обладают широким спектром автономии. Введение локдауна ударит по всем отраслям международных перевозок. Если это приведет к заторам в портах и задержкам на морском транспорте, как это было в прошлом году, то можно ожидать роста интереса к железнодорожному транспорту. Особенно тех случаях, когда возникают задержки поставок или клиенты захотят быстрой доставки.
Недавно Министерство здравоохранения Польши издало постановление о начале санитарного контроля на контрольно-пропускном пункте Семянувка-Свислочь. Заинтересована ли Symlog в организации большего количества перевозок через этот пограничный переход?
На данный момент мы практически не используем этот погранпереход, потому что емкость станции Малашевичи очень большая. Однако в долгосрочной перспективе тот факт, что будут проводиться санитарные и ветеринарные проверки, является отличной новостью.
На мой взгляд, железнодорожный транспорт на Новом Шелковом пути будет расти и потребуется больше мест для контейнерных перевалок на польской границе. Неизвестно, когда будет восстановлена возможность прохождения поездов через Украину, а южная ветка Нового шелкового пути через Каспийское море, Азербайджан и Турцию для нас не привлекательна.
На данный момент основными проблемами на этом маршруте являются пропускная способность фидерных соединений через Каспийское море, высокая цена железнодорожных грузоперевозок, длительное транзитное время и другие организационные недостатки.
Для импортера из Польши южная ветвь не имеет экономического смысла. На мой взгляд, развитие южной ветки Нового щелкового пути является вопросом дальнейшего будущего, но она не заменит традиционный маршрут через Малашевичи.