280 белорусских грузовиков продолжают находиться на территории Украины.
Ситуация действительно очень сложная, это надо понимать и говорить прямо. У нас систематизирована вся информация, и на сегодня мы имеем ясную картину. Порядка 280 белорусских грузовых автомобилей продолжают находиться на территории Украины и не могут выехать. Кроме того, в пунктах пропуска с сопредельными ей государствами ЕС – Венгрия, Румыния, Словакия – продолжает также накапливаться грузовой автотранспорт с водителями – гражданами Республики Беларусь. Постоянно фиксируем случаи конфискации или изъятия автомобилей, разумеется, без каких-либо оснований. Хотя в настоящий момент для нас безусловный приоритет – это ни в чем не повинные люди, экипажи этих машин, которые становятся заложниками ситуации. К большому сожалению, у нас есть сообщения об изъятии документов и силовом удержании некоторых из них, – рассказал пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз.
По его словам, белорусская сторона предпринимает усилия по разрешению ситуации в контакте и с украинской, и с российской сторонами. Практически в ручном режиме что-то удается решать. Совместными усилиями в партнерстве с белорусскими заинтересованными к настоящему моменту 143 экипажам белорусских большегрузов было оказано содействие в возвращении на родину как на автомобиле, так и пешком”, – отметил представитель МИД.
Дополнительно ведется работа по линии сопредельных с Украиной государств ЕС, в оперативном режиме осуществляются переговоры с соответствующими пограничными органами для обеспечения транзита белорусских транспортных средств через территорию Европейского союза. И в этом плане тоже есть результаты, – сказал Анатолий Глаз.
Мы не прекращаем искать возможные и взаимоприемлемые пути, способы и механизмы решения ситуации, пытаемся выработать устраивающий всех заинтересованных алгоритм. Однако, как мы отмечали ранее, в настоящее время возможности, например, украинской стороны существенно ограничены. На территории действуют различные военизированные формирования, которые не всегда подчиняются Киеву, – заявил официальный представитель белорусского МИД.
Напомним, Указ Президента Украины от 24 февраля 2022 года № 64/2022 «О введении военного состояния в Украине» в комплексе с Законом Украины от 12 мая 2015 года № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» позволяет изымать грузовики, находящиеся на территории Украины для перевозки гуманитарных грузов, повышение обороноспособности и восстановление экономики Украины.
Так по приказу руководителя Волынской областной военной администрации Юрия Погуляйко, 23 фуры забрали на границе в пределах Волыни и национализировали», – говорится в сообщении главы Волынской облгосадминистрации Андрея Ярмольского на его странице в Фейсбук.
К своему заявлению губернатор Волыни приложил видео, на котором демонстрирует «добычу» украинских военных.
Ранее сообщалось, что Следственный комитет Беларуси возбудил уголовное дело после обращения белорусских дальнобойщиков, в отношении которых было совершено разбойное нападение в белорусско-украинском приграничье на автомобильном переходе «Доманово».
Грузовики на территории Украины изымаются местными администрациями, как правило белорусских, российских и казахстанских перевозчиков, а также украинских компаний. Никаких документов об изъятии как правило не выдается. Но согласно украинскому законодательству, изъятие машин – это не бесплатная “акция”, все должно фиксироваться актами оценки изымаемых транспортных средств и в течении 5 лет после окончания срока военного положения, физическим и юридическим лицам должны компенсировать стоимость изъятых транспортных средств, – отметил в адрес INFOTRANS.BY один из украинских юристов.