Санкции против России не нарушают цепочки поставок в Европе.
Некоторые европейские порты и некоторые судовладельцы приостановили внешнюю торговлю с Россией. Однако на данный момент санкции против России не вызывают серьезных сбоев в цепочках поставок в Европе, а последствия в основном заметны на танкерном рынке.
После начала вторжения России в Украину некоторые судовладельцы заявили, что не будут перевозить грузы в Россию и из России. В основном это касается маршрутов, обслуживаемых портами Европы. С аналогичными заявлениями выступили операторы контейнерных терминалов. HHLA отказывается принимать и отправлять контейнеры из и в Россию всеми видами транспорта: кораблями, автомобилями и поездами.
HHLA следует примеру операторов терминалов в других европейских портах и реагирует на последствия введения санкций, введенных на европейском уровне, в глобальных цепочках поставок. Ситуация остается динамичной и будет соответствующим образом корректироваться по мере изменения рыночной ситуации, говорится в пресс-релизе HHLA.
DCT Gdańsk проинформировал судовладельцев не отправлять суда под российским флагом на этот терминал. Однако пока сложно оценить долгосрочный эффект этих действий логистических компаний на бесперебойную обработку грузов в портах и терминалах. Влияние санкций на данный момент сложно оценить. Мы увидим полный эффект примерно через 7 недель, когда все действия, предпринятые нашими клиентами (линиями доставки), будут работать, – прокомментировала Магдалена Ягла, менеджер по маркетингу DCT Gdańsk.
В то время как морские и воздушные пути в Россию, по крайней мере, на европейской стороне, в значительной степени закрыты, Новый шелковый путь открыт для транзитных перевозок между Китаем и Европой. Однако некоторые заказчики переориентировали свои грузы на морской транспорт.
Железнодорожные операторы и китайские партнеры уверяют, что в настоящее время проблем с движением поездов по Новому Шелковому пути нет, транзит через Россию и Беларусь нормальный – в обход Украины, конечно, но некоторых клиентов в основном беспокоит ужесточение санкций в отношении этих стран. Мы также видим, что некоторые компании ищут альтернативу, например, переходят на морской транспорт при отправке Китай-Европа, где мы отмечаем повышенный интерес, – комментирует Томаш Ланговски, вице-президент Langowski Logistics.
Пока что результатом неопределенной ситуации и беспокойства бизнеса стало улучшение пунктуальности поездов и снижение тарифов на перевозки по Новому Шелковому пути. При этом перевод части грузов на морские перевозки пока не привел к росту цен, хотя вскоре ситуация может измениться. Следствием сложившейся ситуации является падение цен на железнодорожные перевозки на Новом шелковом пути. С другой стороны, время в пути явно улучшилось. В морских перевозках фрахтовые ставки также упали в последние недели, что на мой взгляд, по-прежнему продиктовано тем, что заводы не работали во время китайского Нового года. Мы ожидаем оживления и, следовательно, повышения ставок на рубеже марта и апреля, – прогнозирует Томаш Ланговски.
На данный момент наибольшие последствия войны и введенных в ответ санкций видны на рынке транспортировки нефти. Одним из последствий является рост цен, который, к сожалению, отразится на всей мировой экономике. Нынешний конфликт между Россией и Украиной привел к росту неопределенности в то время, когда мировая экономика находится на пути постпандемического восстановления. Продолжающийся конфликт оказал значительное влияние на танкерный рынок, поскольку Россия является ключевым игроком в нефтегазовом секторе, но влияние на сектор навалочных грузов оставалось ограниченным из-за ограниченной доли России и Украины в общем объеме торговли насыпными грузами, – указывается в комментарии консалтингового агентства Drewry.