Влияние возрастной структуры автопарка на эффективность работы транспортной компании

Логистика – это постоянное движение вперед в прямом смысле этого слова. Грузовой автотранспорт каждый день осуществляет перевозки между населенными пунктами, регионами и государствами. Если сломался легковой автомобиль, ему можно найти замену достаточно быстро, воспользовавшись услугами общественного транспорта, такси или каршеринга, например. Если выходит из строя грузовой автомобиль – это создает ситуацию, на решение которой требуется определенное время и деньги. Однако главной проблемой является срыв сроков реализации перевозки, так как опоздания или простои влекут за собой, в лучшем случае, наложение штрафных санкций, в худшем – приостановку или расторжение сотрудничества с заказчиком.

На качество автомобильных перевозок влияет много внешних и внутренних факторов: объем и структура грузоперевозок, сезонность и планирование работы, методы управления автопарком, наличие стабильных заказов и прочее. Одним из пунктов в этом списке является состояние подвижного состава, а именно – его возраст.

Обновление автопарка зависит от возможностей транспортных компаний, на что, в свою очередь, оказывает влияние как развитие отрасли автомобильных перевозок, так и состояние экономики государства.

Высокие требования Европейского союза к транспортным компаниям по снижению вредных выбросов, а также материальное стимулирование бизнеса, в значительное степени «омолодило» транспорт в Европе. Эксплуатировать экологически «грязный» автомобиль стало невыгодно экономически. Согласно данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), в 2019 году средний возраст парка средних и тяжелых коммерческих автомобилей в Европейском союзе составлял около 13 лет.  При этом самый молодой автопарк грузовых автомобилей у Австрии – 6,4 года, и самый старый у Греции – 21,2 года. Всего же в Европейском союзе насчитывается порядка 6,3 миллиона грузовых автомобилей. Польша имеет самый большой парк в ЕС – 1 миллион единиц, за ней следуют Германия и Италия.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывалось 3,78 млн грузовых автомобилей. Средний возраст этого парка составлял 21,2 года, причем 64,7% всех грузовых автомобилей в стране в возрасте старше 15 лет. Российские эксперты связывают такую разницу «в возрасте» автопарков ЕС и России с высокими таможенными пошлинами на ввоз транспортных средств в РФ, высокими процентными ставками по лизингу, плохими условиями кредитования бизнеса, и введением дополнительных налогов и сборов для транспортной отрасли.

СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО АВТОПАРКА, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Существенным недостатком покупки новых грузовых автомобилей являются большие первичные денежные вложения. Однако этот недостаток компенсируется существующей возможностью подобрать класс автомобилей, максимально соответствующих потребностям предприятия.

Регулярное обновление транспортного парка и хорошее техническое оснащение автохозяйства положительно сказываются на состоянии подвижного состава, минимизируют количество простоев по неисправности и положительно влияют на рост рентабельности бизнеса. Для этих целей крупные перевозчики создают и оборудуют транспортные базы, небольшие транспортные компании – ремонтные мастерские, либо прибегают к услугам специализированных автосервисов. Чем больше транспортных единиц во владении транспортной компании, тем лучше должна быть оснащена ее ремонтная база.

По словам руководителя транспортного отдела российской деятельности компании Girteka Logistics Раймондаса Сонгина «чем новее автопарк, тем дешевле его техобслуживание и выше рентабельность». «В собственности Girteka Logistics находится более 8 000 тягачей, 2400 из которых работают на территории СНГ и Центральной Азии. Средний возраст тягачей составляет от 2 до 3 лет, полуприцепов – 3 года. Техническое обслуживание молодого автопарка занимает не много времени, поэтому автомобили проводят на транспортной базе всего несколько часов в месяц. Мы стремимся к показателю не более 12 часов в месяц. Все остальное время наши автомобили заняты в перевозках», – говорит руководитель.

«Молодой автопарк позволяет осуществлять бесперебойные услуги транспортировки. Это имеет ключевое значение при сотрудничестве с транснациональными корпорациями и ведущими компаниями-производителями. «Основная часть реализуемых нами перевозок выполняется на основе долгосрочных контрактов. Чтобы получить такой контракт, необходимо соответствовать всем требованиям заказчика и гарантировать безопасность грузов. Грузоперевозки из Европы в Россию имеют «длинное плечо»: транспорт проходит расстояния в несколько тысяч километров, зачастую при плохих метеоусловиях, день за днем преодолевая опасные участки дорог. Без современного автопарка делать эту работу качественно практически невозможно». – добавляет Р.Сонгин.

Еще одним существенным преимуществом нового транспортного средства является его техническое оснащение. За последние несколько лет в системах безопасности большегрузного транспорта были достигнуты значительные успехи. К ним относятся усовершенствование оснащения грузовых автомобилей, таких как тормоза и покрышки, а также такие последние технологические достижения, как система контроля устойчивости и система выезда с полосы движения, что значительно снижает риск аварийных ситуаций на дороге. Современное оборудование помогает удаленно контролировать количество потребляемого топлива, проверять сохранность груза во время перевозки, отслеживать температурный режим при терморегулируемых перевозках и многое другое. Открывающиеся преимущества минимизируют риски ошибок, допускаемых человеком.

Транспортные компании, регулярно обновляющие свой автопарк, компенсируют высокие затраты на покупку новых автомобилей бесперебойной эксплуатацией подвижного состава. Технически исправный автопарк, большую часть времени задействованный в перевозках, а не простаивающий на ремонте, окупается в долгосрочной перспективе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВЛАДЕНИЯ «УСТАРЕВШИМ» АВТОПАРКОМ

Для небольшой транспортной компании покупка тягача, и речь не идет о новых моделях, – это большая статья расходов. Из-за пандемии коронавируса производители седельных тягачей не смогли в полной мере удовлетворить высокий спрос транспортных компаний на новые автомобили, поэтому рынок подержанного транспорта вступил в период, когда на нем образовался дефицит автомобилей 3-5 летнего возраста. Купить качественную технику с относительно небольшим пробегом в хорошем техническом состоянии сегодня труднее, чем это было до пандемии. И эта ситуация характерна как для Европы, так и для России и стран СНГ.

Получается, что даже покупка б/у грузового автомобиля сопряжена с риском. Есть шанс, что за относительно небольшие деньги попадется технически исправный автомобиль и, при должном техническом обслуживании, его можно будет эксплуатировать еще много лет. Однако также велик риск купить тягач, который большую часть времени будет стоять на ремонте, и, вместо ожидаемого дохода, будет приносить только убытки и создавать проблемы для бизнеса в целом.

Какие же трудности возникают при работе с устаревшим автопарком:

  1. Высокие расходы на техобслуживание. И дело не в цене на запчасти, а в объеме ремонтных работ. Изношенный транспорт выходит из строя чаще. Если не ремонтировать его профилактически, то поломка может настичь во время перевозки.
  2. Повышенный риск срыва перевозки, и, как следствие, несоблюдение обязательств перед клиентом. Из-за поломок и частых профилактических ремонтных работ транспортная компания не может в полной мере реализовывать транспортные заявки. Перевозчик, несколько раз сорвавший сроки доставки, автоматически переходит в разряд ненадежных. Учитывая тот факт, что сегодня всю информацию о компании можно найти в свободном доступе в интернете, просто введя запрос в поисковик, негативные отзывы о компании сказываются на ее репутации, и, соответственно, на успешности бизнеса.
  3. Низкая топливная эффективность. Расходы на заправку являются значительной частью затрат любой транспортной компании, в странах Евросоюза эта цифра может доходить до одной трети этих затрат. Современные автомобили не только потребляют меньше горючего, но и оборудованы системами по контролю потребления топлива в зависимости от стиля вождения водителя. Например, производитель грузовых автомобилей Volvo заявляет, что расход топлива при экологичном вождении может снизиться до отметки в 26 литров на 100 км. Снижение затрат на заправку становится ощутимым, если у компании большой автопарк и она выполняет магистральные перевозки.
  4. Текучка водителей. Не секрет, что при выборе работодателя водители интересуются состоянием автопарка, так как работать на новом автомобиле не только комфортно, но и безопасно. Чем новее автомобиль, тем выше комфорт вождения, безопасность и меньше вероятность простоев, а значит – стабильнее заработная плата.

Недостатки эксплуатации «устаревшего» автопарка очевидны. Возраст грузового автомобиля влияет на надежность и качество оказываемых услуг перевозки, на экологию, на безопасность дорожного движения: у новых моделей тягачей более продуманные с точки зрения безопасности кабины и есть электронные ассистенты.

Оптимисты стараются найти и пользу от старения автопарка. Какую? Старый автопарк увеличивает спрос на автомастерские, центры по разбору битых автомобилей и магазины запчастей, что ведет к развитию такого рода бизнеса. Выгода сомнительная, но другой пока нет.