16 серьезных пожаров на контейнеровозах произошло за последние 5 лет.
Примерно 10% всех контейнеров, загруженных на борт судов, содержали объявленные опасные грузы (DG). Около 5% отгруженных контейнеров состояли из незаявленных опасных грузов – либо из-за ошибок администрации или отсутствия обучения со стороны грузоотправителей, либо из-за того, что грузоотправители были намеренно неправильно задекларированы. Вызывает тревогу то, что из этого следует, что на борт любого сверхбольшого контейнеровоза (ULCV) на 24 000 TEU или более может быть загружено не менее 1000 TEU необъявленных контейнеров DG во время каждого рейса, – отметил директор по управлению рисками в TT Club Перегрин Сторрс-Фокс.
Напомним о последнем пожаре на судне Zim Kingston, 4253 TEU у Ванкувера, последовавший за обрушением палубы и потерей более 100 контейнеров за борт. За последние пять лет произошло 16 серьезных пожаров на контейнеровозах, что привело к трагическим человеческим жертвам и гибели людей, миллионам долларов по общей аварии.
Более того, на борту контейнеровозов происходит много менее серьезных пожаров и взрывов, о которых не пишут в заголовках газет: по оценке Gard P&I, каждые две недели происходит один пожар, связанный с контейнерным грузом.
Индустрия морского страхования содрогается от потенциального риска, связанного с несчастным случаем с ULCV. Средняя стоимость содержимого каждого контейнера оценивается в 100 000 долларов, несмотря на потенциальные огромные затраты на очистку окружающей среды.
Нормы пожарной безопасности на борту судов не успевают за быстрым увеличением размеров контейнеровозов, а ящики, используемые для перевозки грузов, представляют опасность возникновения пожара, заключила конференция морской индустрии в Лондоне.
Различные выступавшие на конференции утверждали, что действующие правила пожаротушения на борту судов SOLAS «не соответствуют назначению», учитывая огромное увеличение размеров контейнеровозов и ограниченную способность экипажа реагировать на пожар.
Военно-морской архитектор Уильям Бойд, директор TMC Marine, сказал, что статистика пожаров на контейнеровозах убедительно свидетельствует о том, что «необходимы срочные изменения». Он отметил, что некоторые судоходные компании, в том числе MSC, осознали повышенный риск пожара на больших контейнеровозах и вложили средства в противопожарное оборудование сверх текущих требований SOLAS в свои новостройки.
А Бас Михилс, вице-президент голландской спасательной компании T&T Salvage, сказал, что в случае неконтролируемого пожара на корабле количество пожарных буксиров в режиме ожидания по всему миру значительно уменьшилось, а это означает, что время реагирования увеличилось. Все дело, конечно, в стоимости, – сказал он.
Между тем, несколько делегатов на конференции задались вопросом, почему конструкция контейнера 70-летней давности, которая в большинстве случаев включает в себя настил из легковоспламеняющейся древесины или бамбука, не была заменена и не включала огнестойкое покрытие или сетку.
Loadstar получила подтверждение от одного производителя контейнеров, что проблему замены настила пола можно решить примерно за 1500 долларов. Но очереди из желающих повысить безопасность своих контейнеров нет.
Все дело в стоимости, – сказал один из делегатов в кулуарах конференции. Пока страховая отрасль не займет более жесткую позицию, все будет продолжаться как есть.