ОТЛК ЕРА реализует проект по декарбонизации контейнерных перевозок на Новом Шелковом пути.
Крупнейший евразийский оператор контейнерных перевозок ОТЛК ЕРА, отвечающий за перевозку основного объема грузов по маршруту Китай-Европа-Китай на широкой колее 1520, разработал онлайн-счетчик выбросов в атмосферу CO2 применимый к грузовым перевозкам на самом протяженном участке Нового Шелкового пути – от европейской до китайской границы (https://index1520.com/en/emissions-co2/). Согласно счетчику CO2 на сайте ОТЛК ЕРА, в январе – сентябре 2021 года при перевозке 513,7 тыс. TEU транзитом по железной дороге по направлению Китай – Европа (учитываются перевозки по маршруту через Россию, Казахстан и Беларусь) в атмосферу при сжигании топлива попало 34,3 тыс. тонн СО2, а если бы этот груз доставлялся морем, то показатель достиг бы 163,8 тыс. тонн, автомобильным транспортом – 3 052 тыс. тонн, авиа – 18105,2 тыс. тонн, то есть, в 527 раз больше, чем при перевозке по железной дороге.
В преддверии ноябрьской Конференции по изменению климата в Глазго страны вдоль Нового шелкового пути акцентируют курс на декарбонизацию транспортного сектора и содействие перевозкам по железной дороге. Экологичность стала конкурентным преимуществом. Вопросам экологичности уделяется сегодня все больше внимания на всем евразийском пространстве – от Китая до Европы.
Ввиду того, что сфера транспорта производит до 20% всех выбросов углекислого газа в атмосферу, популяризация именно железнодорожного сообщения как наиболее экологичного в грузоперевозках на дальние расстояния является ключевым шагом в сокращении выбросов парниковых газов транспортным сегментом во всем мире.
Решающий импульс декарбонизации евразийского железнодорожного коридора был дан с утверждением на Межправительственном совете ЕАЭС в августе 2021 г. плана первоочередных мероприятий по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок, а также подписанием железными дорогами России, Казахстана и Беларуси декларации о намерениях поддерживать эффективные контейнерные перевозки между Европой и Китаем. Документ признает ключевую роль железнодорожного транспорта в выполнении Целей в области устойчивого развития ООН, в том числе по уменьшению углеродного следа от транспортно-логистической отрасли, повышению энергоэффективности, а также в части развития устойчивой региональной и трансграничной инфраструктуры.
В соответствии с договоренностью сторон в сервисах оператора ОТЛК ЕРА в ближайшее время будут апробированы пилотные проекты по внедрению на евразийском пространстве технологических инноваций с учетом принципов перехода к безуглеродной железнодорожной логистики. В частности, в 2022 году на пространстве 1520 планируется введение единой электронной накладной. Кроме того, прорабатывается вопрос о возможности внедрения капитализированного индикатора экологичности: с переходом на цифровую накладную на маршрутах Китай-Европа-Китай ОТЛК ЕРА планирует закрепить в сопроводительных документах информацию об объемах сэкономленных при перевозке выбросов СO2 в атмосферу, что по мнению компании придаст дополнительный импульс для выбора грузовладельцами перевозок по железной дороге. С учетом того, что доля железнодорожных контейнерных перевозок в общем объеме евразийского транзита в 2021 году уже приближается к 5 % (для сравнения в 2015 году она составляла всего 1%), вклад в сокращение выбросов углекислого газа и негативного влияния на окружающую среду будет все более очевиден.
Экологическая ценность железнодорожных перевозок становится настоящей философией построения социально ответственного бизнеса на нашем континенте. Железная дорога вполне могла бы стать символом Конференции по изменению климата в Глазго, поскольку можно с уверенностью сказать, что перемещение все большего количества грузов на рельсы – это важнейшая предпосылка как для достижения европейской «зеленой сделки», так и для и содействия декарбонизации евразийской логистики, – отмечает Алексей Гром, генеральный директор ОТЛК ЕРА.
Начиная с 2020 года ОТЛК ЕРА активно участвует в развитии и популяризации экологических инициатив. В частности, объявлено о старте новой экологической инициативы «Keen оn Green». Проект направлен на то, чтобы, с одной стороны, рассказывать о железных дорогах как о наиболее экологичном виде транспорта, а с другой – развивать экологическое сотрудничество. Одно из направлений – установление опеки над исчезающими видами животных в природных зонах, прилегающих к маршрутам контейнерных поездов ОТЛК ЕРА. В рамках инициативы компания поддержала проект WWF России по восстановлению в Казахстане популяции тугайных оленей, занесенных в Красную книгу.