В 2021 году объем перевозок по Новому шелковому пути увеличивается, несмотря на все проблемы, с которыми сталкивается глобальные цепочки поставок.
По данным таможенной службы Китая, за I половину 2021 года между Китаем и Европой прошло 7 323 поезда. В целом за 2020 год администрация зафиксировала 12 406 поездов между континентами.
Рост траффика больше, чем ожидали сами операторы, – ОТЛК ЕРА, которая перевозит 90% всех транзитных грузов между Китаем и Европой. Исходя из собственных данных, оператор ожидает 20% увеличения трафика в этом году по сравнению с прошлым годом. В этом году мы планируем перевезти более 670 000 TEU на наших сервисах. В прошлом году это было 546 900 TEU. Мы опережаем наши прогнозы на два года, – сказал генеральный директор ОТЛК ЕРА Алексей Гром.
Причины роста железнодорожного трафика в сбоях в цепях поставок прежде всего судоходных линий. В I половине 2021 года в морских перевозках произошло ряд сбоев, и транспортные расходы значительно выросли. Между тем, расходы на железнодорожный транспорт оставались довольно стабильными, и, что более важно, поезда ходили регулярно без сбоев. Это привело к переходу ряда трафика с морского на железнодорожный, по крайней мере, на время нормализации цепей поставок по воде.
Эта тенденция нарушения морского трафика была очевидна еще в прошлом году. Хотя в поставках по морю сообщалось о потерях и спаде (covid-19, заторы в портах, отсутствие оборудования и т.д.), движение по Новому шелковому пути резко возросло, железнодорожный трафик пошел в рост. Уже в 2020 году ОТЛК ЕРА зафиксировала рост на 64% по сравнению с 2019 годом, с 333 000 до 547 000 TEU, – говорится в сообщении компании. Это товары на сумму 31,5 млрд долл., что составляет 5,5% от общей стоимости торговли между Европой и Китаем. А 5 лет назад, в 2016 году, ОТЛК ЕРА на своих сервисах перевозила 100 983 TEU.
Последние полтора года не только привели к непредсказуемому увеличению евразийских перевозок по железной дороге. Этот вид транспорта стал реальной альтернативой автомобильному и водному транспорту для многих компаний, торгующих между Европой и Китаем. Это, безусловно, также связано с увеличением скорости и надежности поставок по железной дороге, но также и со стабильными ставками фрахта, которые мы не собираемся повышать сейчас, – отметил Алексей Гром.
По словам Алексея Грома, пропускная способность этого маршрута постоянно увеличивается. В начале июня, например, на китайско-казахстанской границе открылся новый перевалочный терминал Достык ТрансТерминал. Планируемая грузоподъемность – 700 000 TEU. ОТЛК ЕРА уже проводит тестовые запуски отгрузки контейнерных поездов через новый терминал.
Приятно, что терминалы на границе расширяются. Это касается не только терминалов на границе с Китаем. Мы также отмечаем бурное развитие в Беларуси и Калининградской области, – подчеркнул руководитель ОТЛК ЕРА.
Действительно, маршрут через Калининград оказался эффективным дополнением к наземным маршрутам между Китаем и Европой. Из портов российского анклава возникает много возможностей для мультимодальных соединений с различными европейскими портами. В целом объем евразийских перевозок по этому маршруту в 2020 году увеличился на 320% по сравнению с 2019 годом, и у него есть большие возможности для дальнейшего роста. По оценке ОТЛК ЕРА, есть возможность увеличить эти объемы в 4 раза.
Помимо новых мощностей, постоянно развиваются новые маршруты. Только в 2020 году ОТЛК EРA оперировала 64 новыми маршрутами, в том числе 24 в восточном и 40 в западном направлениях. Кроме того, на карту добавлено 23 новых пункта отправления и прибытия грузовых перевозок, 18 из которых находятся в Европе, сообщает оператор.
Основные китайские центры: Сиань (36%), Чэнду (22%) и Чунцин (20%). Китайские провинции Чанчжоу, Хэфэй, Иу и Ухань также обрабатывают большой объем трафика.
ТОП-3 товаров. Основываясь на данных за 2020 год, ОТЛК ЕРА также может сообщить, какие товары в основном перевозятся в контейнерном поезде. Для перевозок в западном направлении – это электроника (85 135 TEU), продукция машиностроения (80 556 TEU) и автомобильные запчасти (57 796 TEU). По данным компании, на эти три товарные группы приходится 40% перевозимых товаров.
Интересно, что около 3 лет назад их доля указанных товаров составляла 80%. С тех пор к железнодорожному траффику присоединились группы недорогих товаров, таких как пластиковые детали (28 838 TEU, дерево (14 859 TEU), текстиль (12 825 TEU), оптические товары (10 704 TEU) и резиновые и резиновые изделия (7509 TEU).