Порт Чабахар: новый транспортный узел, соединяющий Индию, Иран и Среднюю Азию.
Иранский порт Чабахар может стать перевалочным узлом, соединяющим Индию, Иран и Среднюю Азию. Первый шаг в этом направлении был сделан Индией, которая предложила включить порт Чабахар в международный транспортный коридор Север-Юг.
Напомним, международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) – это грузовой маршрут протяженностью 7200 км, соединяющий Индию, Иран, Азербайджан и Россию посредством морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Линия должна сократить время в пути между Мумбаи и Москвой с 40 до 14 дней. Основная цель коридора – предоставить альтернативу традиционным маршрутам, проводимым по морю через Суэцкий канал, Средиземное и Балтийское моря.
INSTC также является важным проектом для Центральной Азии. Когда коридор будет полностью построен, он обеспечит легкий доступ в Афганистан и Узбекистан, страны, имеющие отношение к Индии и другим странам Южной Азии. В частности, порт Чабахар является важным перекрестком из-за его непосредственной близости к Индии.
Первоначально INSTC проходит через иранский порт Бендер-Аббас. Этот загруженный порт на юге Ирана уже связан железной дорогой, что является преимуществом по сравнению с более восточно расположенным портом Чабахар. Однако Чабахар расположен гораздо ближе к Индии, чем Бендер-Аббас. Более того, в этом порту не действуют санкции США, пояснил ранее Амир Асра из иранской компании MAPNA Locomotive в RailFreight Live. Главный недостаток порта Чабахар – отсутствие железнодорожного сообщения.
Индия была заинтересована в продвижении использования порта в качестве перевалочного узла, и своим предложением включить порт Чабахар в международный транспортный коридор Север-Юг, она усиливает эту роль. Предложение появилось вместе с формированием четырехсторонней рабочей группы по совместному использованию порта Чабахар. Первая встреча 4-сторонней группы вероятнее пройдет в этом году. Однако Индия ведет переговоры о более эффективном использовании порта Чабахар с 2003 года. В 2014 году Иран и Индия подписали меморандум о взаимопонимании, который превратился в десятилетний контракт на оборудование и эксплуатацию порта.
Включение порта Чабахар в международный транспортный коридор Север-Юг важно для многих стран региона. Бангладеш сможет увеличить свой экспорт в Иран и привлечь инвестиции из Ирана, используя порт Чабахар. Этим маршрутом можно соединить Бангладеш и Центральную Азию. Бангладеш может легко импортировать хлопок из стран Центральной Азии, пшеницу из России и экспортировать ее кожу, одежду и картофель, – прокомментировал Патик Хасан, бангладешский журналист по международным вопросам.
Будет ли порт действительно работать в качестве перевалочного узла, по-прежнему зависит от усилий Ирана, которому в конечном итоге придется завершить строительство железнодорожной линии до порта. В прошлом месяце сообщалось, что президент Ирана Хасан Рухани заявил, что жизненно важное железнодорожное сообщение будет частично открыто в ближайшие месяцы, поскольку оно свяжет порт с Каспийским морем и Туркменистаном через Инче-Бурун и, в конечном итоге, через Астару. Однако это уже давно стоит на повестке дня. Возможно, давление Индии способствует продвижению нового иранского правительства к реализации проекта.