Сложности с прохождением китайских погранпереходов дорого обходятся контейнерным операторам.
Оборачиваемость вагонов снизилась в более чем в 2 раза. К примеры, чтобы компенсировать двукратное замедление оборачиваемости вагонов, «Трансконтейнеру» понадобится закупить дополнительно порядка 1 тыс. платформ, что может обойтись в 3 млрд рос. руб. Проблемы вызваны как строгим режимом санитарных ограничений со стороны Китая, так и недостаточностью инфраструктуры погранпереходов. Эксперты ожидают, что ситуация только обострится на фоне ожидаемого дальнейшего роста железнодорожного транзита контейнеров.
«Трансконтейнер» подсчитал, что снижение оборачиваемости вагонов, вызванное проблемами на погранпереходах с Китаем, требует закупки порядка 1 тыс. платформ. По словам президента компании Александра Исурина, в пике у компании там стояло до 5 тыс. вагонов, на утро 12 апреля ситуация улучшилась, и без движения стоят 3,5 тыс. платформ.
Если раньше вагон оборачивался за 10 дней, то сейчас 20, это очень примерно, – пояснил Александр Исурин. Для того чтобы компенсировать замедление оборачиваемости, потребуется закупка минимум 1 тыс. вагонов в год. Каждый стоит более 3 млн рос. руб., соответственно нужно более 3 млрд рос. руб. дополнительных средств.
Проблемы на погранпереходах с Китаем, которые существовали весь прошлый год, усугубились в связи с коронавирусными ограничениями. В марте 2021 года перевозки через погранпереходы упали на 15,8%, за первые шесть дней апреля – на 18,9%, Китай пропускает только 13 поездов в сутки из 22. Причем ограничения движения коснулись и контейнерных грузов, которые меньше всего требуют операций с участием человека: из 70 поездов, отставленных от движения, 30 – контейнерные.
Александр Исурин считает наибольшей проблемой не санитарные меры, принятые Китаем, а недостаточность инфраструктуры погранпереходов, которые не справляются с резким ростом грузопотока. Там нужно реализовывать увеличение инфраструктуры, это не быстро. Но, в последнее время у российского железнодорожного сообщества плохо складывается диалог с Китаем. Они не идут на уступки. Было несколько запросов у Улан-Баторской железной дороги, где ОАО «РЖД» принадлежит 50%, ОАО «РЖД» напрямую они ничего не согласовали. Ограничения по covid-19, которые тоже усугубляют проблему, пока не отменяются, – говорит Александр Исурин.
При этом потребность «Трансконтейнера» в наращивании парка объясняется не только негативными факторами. Увеличился спрос на перевозку груза во флекситанках, спрос на ферросплавы и другие грузы.
Закупает парк и FESCO. Как заявил президент компании Аркадий Коростелев, в планах наращивание парка фитиновых платформ на 1,5–2 тыс. единиц, контейнеров и рефконтейнеров (на 300 штук). Также FESCO рассматривает возможность приобретения до 6 контейнеровозов и многоцелевых судов. Но текущей ситуации это не так-то просто сделать. Спрос на контейнеровозы колоссальный. Стоимость судов выросла примерно на 30%. С обычными контейнерами ситуация такая же, как и с судами, цены очень высокие, и их нет, – пояснил Аркадий Коростелев
Проблема недостаточности инфраструктуры погранпереходов существует и стала особенно заметна на фоне роста перевозок контейнеров. Их транзит в первом квартале вырос в 1,7 раза, напоминает он, и рост продолжится и далее. Морские контейнерные линии будут еще долго удерживать высокие ставки, и на этом фоне трансъевразийский железнодорожный маршрут выглядит более чем конкурентоспособным. Но и кроме того, российским операторам придется подстраиваться под китайские пандемические ограничения, – заявил глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.