Судна, терпящие бедствие в результате пожара или шторма, часто не могут найти место для стабилизации судна и груза, а также разгрузки контейнеров.
В своей продолжающейся кампании по снижению риска и последствий пожаров контейнеровозов TT Club уделяет особое внимание тяжелому положению судов, поврежденных огнем, и их часто длительным поискам возможностей захода в ближайший порт для стабилизации ситуации, ремонта судна и выгрузки контейнеров.
Выступая недавно на Ближневосточном саммите по транспорту и логистике, Абдул Фахл из TT Club указал на существенные сложности в поиске поврежденными огнем судами места для разгрузки, что иллюстрируется примерами MSC Flaminia, Maersk Honam и Yantian Express. Этим сильно поврежденным, пострадавшим от огня кораблям потребовалось почти 3 месяца, чтобы найти место для разгрузки, и еще около 6 месяцев прошло, прежде чем их груз мог быть безопасно и надежно выгружен. Как правило, прибрежные порты отказываются принимать суда, сильно поврежденные в результате пожара или других инцидентов.
Абдул Фахл объяснил, что не существует международных конвенций или обязательных правил, прямо заставляющих государство предоставлять место для разгрузки, ремонта и иных действий, способствующих стабилизации судна и груза. Запрашивающие захода в тот или иной порт суда, терпящие бедствие в результате пожара или других инцидентов, как правило получают отказ и не имеют возможность зайти в ближайший порт для стабилизации обстановки и защиты жизни людей и окружающей среды. Дело в то, что нет никаких международных конвенций или обязательных правил, прямо заставляющих государство предоставлять помощь и возможность захода в порт для советующих работ и выгрузки контейнеров.
В руководящих принципах Международной морской организации (IMO) говорится: «Когда подается запрос о возможном заходе судна, терпящем бедствие, прибрежное государство не обязано его принимать, но должно взвесить все факторы и риски и давать возможность захода корабля, когда это разумно.
Несмотря на это, пострадавшему от пожара «MSC Flaminia», на котором погибли 3 члена экипажа, было отказано в доступе в ряд портов Европы в течение 11 недель до захода в порт Вильгельмсхафен (Германия). Кроме того, прошло еще более 20 недель, прежде чем оставшиеся контейнеры были выгружены в Румынии. Судно Maersk Honam было серьезно повреждено в Аравийском море, 5 членов экипажа погибли. Сильно дестабилизированное судно было допущено в Джебель Али (Дубай), примерно 11 недель спустя.
Такие задержки ставят под угрозу экипажи и спасателей, увеличивают риск дальнейшего пожара и повреждений, увеличивают вероятность загрязнения моря и экологического ущерба побережья, а также увеличивают потери неповрежденных контейнеров и грузов из-за длительного времени их доставки к конечному пункту назначения.
TT Club настоятельно призывает все заинтересованные стороны, администрации портов, прибрежные государства и регулирующие органы предоставлять возможность захода судов, терпящих бедствие для стабилизации судна и груза, а также разгрузки контейнеров.