Проект Rail Baltica профинансируют на 1,4 млрд евро.
Европейский парламент и Совет согласовали финансирование проекта Rail Baltica в размере 1,4 млрд евро в рамках программы Connecting Europe Facility (CEF). Помимо этого, будут выделены порядка 30 млрд евро на проекты в области транспорта, энергетики и цифровизации. Проект Rail Baltica направлен на развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения, соединяющее страны Балтии с остальной Европой.
Напомним, страны Балтии (Эстония, Литва и Латвия), находятся в затяжном споре с ЕС в поисках дополнительных средств для интеграции проекта железнодорожной инфраструктуры в общеевропейскую систему. В попытке оказать давление, страны Балтии даже пригрозили заблокировать пакет финансирования ЕС, направленный на смягчение последствий, связанных с пандемией covid-19.
В конце концов, стороны пришли к соглашению, и проект Rail Baltica получит 1,4 млрд евро от Connecting Europe Facility (CEF). Спор привел к значительной задержке завершения работы над формированием итоговой программы финансирования общеевропейских проектов фондом CEF на 2021-2027 годы. Теперь, когда решение принято, финансирование других проектов также получило зеленый свет.
Обновленный план финансирования фонда CEF рассчитан на шесть лет (2021-2027 гг.). Он предусматривает выделение 25,81 млрд евро на модернизацию транспортной инфраструктуры и завершение трансграничных проектов. Однако не все средства пойдут на реализацию транспортных проектов. Цифровизация – еще один ключевой момент, при котором большое значение имеют возможности цифровых сетей и систем 5G. На это из фонда CEF выделят 2,06 млрд евро. Также на финансирование энергетических проектов будет выделено 5,84 млрд евро.
Многие официальные лица ЕС приветствовали это соглашение, поскольку оно открывает новую эру для важнейших европейских проектов. Адина Валеан, комиссар ЕС по транспорту, сказала, что проект Rail Baltica имеет важное значение для создания устойчивой и динамичной транспортной системы. Кроме того, она подчеркнула свое удовлетворение финансированием инфраструктуры, поскольку это облегчит трансграничные перевозки и увеличит объем перевозок в сторону железнодорожного транспорта.
Доминик Рике, член Комитета по транспорту и туризму, прокомментировал, что ЕС необходимо развивать более быстрыми темпами трансграничные общеевропейские транспортные проекты, чтобы стимулировать рост, быть более конкурентоспособными и укреплять единство на всем континенте. Достижение «зеленого курса» будет невозможно, если мы не модернизируем нашу инфраструктуру для перехода к цифровым технологиям и охране окружающей среды.