Минтранс России направил Беларуси предложение по экспорту нефтепродуктов через российские порты.

Россия передала Беларуси на рассмотрение предложение касательно экспорта нефтепродуктов из российских портов. Сейчас переговоры продолжаются. У нас все расчеты имеются, предложения белорусским коллегам направлены. Идут коммерческие переговоры, – заявил замминистра транспорта России Юрий Цветков.

В Минтрансе Беларуси ответили, что действительно получили заявку от российской стороны. Предложения российской стороны по использованию инфраструктуры портов России для перевалки белорусских нефтепродуктов поступили в рабочем порядке. Сейчас предложения изучаются, вопрос не простой, – сообщили в Минтрансе Беларуси.

Решение, что Россия должна к 3 декабря подготовить транспортные расходы проекта, было принято после встречи вице-премьеров России Александра Новака и Алексея Оверчука с вице-премьером Беларуси Юрием Назаровым.

Напомним, президент Беларуси Александр Лукашенко пригрозил Вильнюсу перенаправить все торговые потоки из Литвы на другие направления. Такое решение стало ответом на введение Литвой санкций против ряда официальных лиц Беларуси.

Сейчас Москва и Минск обсуждают условия переброски нефтепродуктов в российские порты. Они могут быть реализованы через Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Лугу. Объем перевалки в Усть-Луге может достигнуть 180 млн тонн до конца 2024 г., это будет крупнейший хаб Европы.

Беларусь изучит коммерческое предложение России по экспорту нефтепродуктов через российские порты 1

Выбор, который сделали белорусские поставщики по переориентации транзита из Прибалтики, является на сегодня самым рациональным, считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

Ситуация с изменением направления транзита для Беларуси во многом является вынужденной, потому что Минск столкнулся с тем, что его политика многовекторности, в том числе торговой, буквально захлебнулась. Теперь белорусское руководство вынуждено возвращаться к нехитрому и проверенному подходу «дружественные экономики – самые надежные». Эксперт подчеркнул, что если опираться на дружественные экономики и развивать с ними отношения, то это гарантирует защиту и более выгодное положение в целом, – заявил Василий Колташов.

Конечно, транзит через Литву был бы дешевле. Но, помимо цены, существует такой фактор, как безопасность. В современном мире уничтожены такие правила игры, как Вашингтонский консенсус – то есть правила свободной торговли, невмешательства экономики в политику, которые доминировали в нулевые годы. Когда не было ни торговых войн, ни санкций, белорусское руководство могло рассчитывать на то, что их многовекторность будет оправдана экономически, – объяснил экономист.