INFOTRANS.BY о ситуации на российско-китайской границе и нехватке контейнеров в Поднебесной.
Жесткие меры, вводимые Китаем в целях недопущения распространения коровирусной инфекции, привели к коллапсу на российской-китайской границе. У 13 водителей большегрузов и четырех железнодорожников китайская сторона выявила коронавирус на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия.
Недопущение проникновения новой инфекции на территорию Китая стало причиной технологических ограничений пропускной способности на российско-китайской границе. Через таможенный пост Маньчжурия в день может проехать не более 30 машин.
Китайская сторона установила новые правила и определила одну точку для погрузки и разгрузки, в которых большегрузы и сопровождаются. При этом власти Китая запретили оставлять на ночь машины на их территории, в тот же день они должны уехать. Такое ограничение – единственный способ обезопасить людей от новых заражений.
Более того, с 23 ноября запрещен въезд дальнобойщиков из России в Манчьжурию. В небольшом городе Маньчжоули, расположенном в Китае на границе с Россией, выявлено еще 2 случая заражения коронавирусом с сильной пневмонией.
Обстановка в городе Маньчжоули напряженная. Жители обеспокоены. Сообщается о том, что люди начали массово скупать продукты и вещи первой необходимости. Проводится дезинфекция улиц. Ожидается полный локдаун. Вчера по городу было полностью запрещено перемещение. Все население города Маньчжоули в 170 тыс. человек было решено протестировать на наличие короновируса.
Ж/д переходы на китайско-российской границе перегружены.
Вводимые Китаем ограничениями на автомобильных погранпереходах с Россией, а также сокращение провозных мощностей на рынке авиаперевозок, значительно увеличили нагрузка на железную дорогу.
Этот год показал, что железнодорожные перевозки – наиболее стабильная отрасль, тогда как автоперевозки и фрахт просели по объемам. В условиях пандемии covid-19, несмотря на все проблемы, железная дорога продолжала свою работу и смогла перевезти грузы, которые частично перешли на нее с автомобильного, авиа- и морского транспорта, – отмечают в компании Rail Cargo Logistics.
На российско-китайской границе действуют несколько железнодорожных переходов: Маньчжурия – Забайкальск (приходится около 60–70% всех перевозок), поменьше – Суйфэньхэ – Гродеково, и совсем небольшой – Краскино – Хуньчунь. В связи со значительным ростом перевозок товаров по железной дороге, железнодорожные пункты пропуска испытывают повышенную нагрузку.
Однако, в связи с тотальностью противоэпидемических мер, принимаемых китайской стороной железнодорожный и автомобильный пункты пропуска Забайкальск – Маньчжурия работают в прежнем ограниченном режиме.
Граничащая с Забайкальским краем Маньчжурии с 21 ноября введены жесткие короновирусные ограничения. Город оцеплен и до конца года будет считаться центром распространения эпидемии. За три ближайших дня всех жителей прогонят через сдачу тестов на коронавирус. Населению Маньчжурии и соседнего района Чжалайнор приказано сидеть по домам и выходить на улицу только в случае крайней необходимости. Вход и выход из жилых районов осуществляется по пропускам. И все это из-за двух случаев заражения коронавирусом в городе, которые были выявлены 20 ноября.
Маньчжурия закрыта для въезда и выезда всех транспортных средств, не работают железнодорожный вокзал, автовокзал и аэропорт. О возобновлении работы всех этих служб будет сообщено дополнительно. Китайцы уверены, что коронавирус завезен из соседней России.
Нехватка контейнеров в Китае.
Нехватка контейнеров в Китае возникла в силу серьезного дисбаланса в перевозках на маршруте Китай – Европа – Китай. Одна из крупнейших в мире компаний по лизингу контейнеров Triton International заявила, что спрос на контейнеры стал стремительно расти в III квартале 2020 г., при этом загрузка была почти полной. Все имеющиеся контейнеры были забронированы, а новые заказы (контейнера) с китайских заводов могут быть доставлены в Европу не раньше февраля-марта 2021 г.
Дисбаланс в перевозках на маршруте Китай – Европа – Китай привел к тому, что контейнеры остаются на европейских терминалах и в европейских портах. Одним из эффективных решений может стать транспортировка порожних контейнеров в Китай по низким тарифам.
Хотя в последнее время число поездов по маршруту Европа – Китай увеличилось. Однако по-прежнему число составов в западном направлении намного превышает их количество в восточном. Поэтому контейнеры не возвращаются в Китай вовремя и их катастрофически не хватает.
С дефицитом контейнеров столкнулись все крупные перевозчики в основных портах Китая. В основном, наблюдается нехватка 40-футовых контейнеров. Кроме того, многие перевозчики вводят ограничения на выпуск порожних контейнеров до того, как они запланированы к отправке. Например, Hapag-Lloyd может выпускать пустые контейнеры со своих складов в материковом Китае только за 8 дней до ожидаемого прибытия в рейс по расписанию.
Значительно увеличились тарифы на лизинг контейнеров. Дополнительные расходы выливаются в огромные суммы. Как часто шутят экспедиторы: «Доступность контейнеров в Китае зависит от того, сколько вы готовы заплатить». Кроме того, сборы за получение контейнеров в портах отправления также оплачиваются грузоотправителем, в то время как средняя плата за сбор контейнеров между китайскими и европейскими портами сейчас примерно в 3 раза выше, чем на других маршрутах.
Нехватка контейнеров оказала влияние на стоимость всей цепочки поставок, при этом фрахтовые ставки потенциально могут возрасти на любых звеньях цепи. Согласно данным индекса SCFI (Shanghai Containerized Freight Index), стоимость доставки из Шанхая на западное побережье США выросла более чем на 80% с июня этого года. На 47-й неделе спотовые ставки Шанхай – западное побережье США выросли до 3913 долл. за 40-фут контейнер. Что касается поставок на Восточное побережье, то цены взлетели почти на 70% и достигли 4682 долл за FEU.
Устранить торговый дисбаланс между Китаем и ЕС, безусловно, не получится мгновенно. Соответственно, не может быть мгновенно решена задача возврата пустых контейнеров. В настоящее время около трети контейнеров доставляются в Китай порожними.