Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сделала прогноз по восстановлению рынка морских перевозок.

В исследовании ЮНКТАД делается вывод, что пандемия covid-19 заложила основы для глубоких преобразований в судоходной индустрии и связанных с ней цепочек поставок. Из-за беспрецедентной дестабилизации торговли вследствие пандемии covid-19 глобальный рынок морских перевозок сократится в 2020 году на 4,1%, однако уже в 2021 году он полностью восстановится и вернется к росту (+4,8%). Однако, аналитики традиционно предупреждают, что прогнозирование долгосрочных последствий пандемии, а также сроков и масштабов восстановления отрасли весьма условно.

По мнению ЮНКТАД индустрия морских перевозок весьма успешно справилась с кризисом. На пике пандемии, когда резкое падение спроса усилило традиционный структурный дисбаланса рынка, участники рынка контейнерных перевозок проявили замечательную дисциплинированность, сократив вместимость, и урезав расходы для обеспечения прибыльности, не пытаясь отжать долю рынка. В результате, несмотря на падение спроса, удалось обеспечить стабильность фрахтовых ставок, – указывается в отчете.

Однако для грузоотправителей эти стратегии означали серьезный дефицит предложения и задержки доставки. Чтобы справиться с вызванными пандемией сбоями, участникам рынка морских перевозок пришлось гибко пересмотреть свои бизнес и финансовые процессы, протоколы охраны труда и здоровья работников, изменить форматы организации труда.

Пандемия привлекла внимание к теме сокращения цепочки поставок за счет переноса производства ближе к потребителю, сокращение зависимости от модели поставок «точно в срок» и модели «бережливого производства», – говорится в отчете. covid-19 также выдвинул на первый план тему диверсификации производства и поставщиков сырья и комплектующих.

Пандемия показала, насколько неподготовленным мир оказался перед лицом такого кризиса. Они делают вывод о необходимости большей прозрачности и гибкости логистического процесса «от двери до двери», чтобы не оказаться неподготовленными к подобным кризисам в будущем.

Многие меры по упрощению торговых процедур, принятые во время пандемии, требуют дополнительных инвестиций в цифровизацию и автоматизацию. С другой стороны, пандемия показала, что цифровизация сопряжена с повышенными кибер-рисками, имеющими огромный разрушительный потенциал.

Помимо особого внимания к последствиям пандемии в 2020 году, в отчете представлен подробный анализ тенденций развития рынка морских перевозок в 2019 году. Авторы отчета отмечают, что covid-19 ударил по мировой торговле тогда, когда рынок уже был ослаблен неблагоприятными условиями торговли в 2019 г., в т.ч. усилением торговых и политических противоречий между Китаем и США, неопределенностью условий и сроков выхода Великобритании из ЕС, торгового конфликта между Японией и Кореей и в целом усиление политики протекционизма.