Фото infotrans.by

Крупнейшие e-commerce компании в России активно наращивают логистическую инфраструктуру.

Ozon заключил крупнейшую за всю историю складского рынка сделку по строительству логистического центра площадью 155 тыс кв. м в парке Ориентир-Запад на Новой Риге, и этот объект окончательно трансформирует стандарт качества для логистических комплексов. Логистический центр включает два здания – фулфилмент-фабрику 130 тыс кв. м и сортировочный центр 25 тыс кв. м для посылок сторонних продавцов, формирующих в настоящее время около 86% ассортимента площадки. Общая мощность хаба составит до 800 тыс посылок в сутки.

Крупнейшие e-commerce компании в России растут на 80–100% в год.

Проект учитывает новые требования для складов e-commerce компаний. В частности, рабочая высота увеличена до 15 м в сравнении со стандартными для рынка 12 м, это позволит установить 6-уровневый мезонин и разместить на 25% больше товаров. Так, в новом логистическом центре Ozon будут храниться около 25 млн единиц товаров. Будет создан каскад бетонных перекрытий для организации работы системы конвейерных линий и автоматического сортера, которыми оснащены все фулфилмент-фабрики Ozon и ведущих мировых онлайн-ритейлеров. Несмотря на то что роботы пока не умеют собирать и упаковывать заказы, процессы на фулфилмент-фабриках, например, передвижение собранных для упаковки товаров и уже упакованных посылок, автоматизированы, а оборудование требует особых условий эксплуатации. Одним из основных требований является – мощные системы вентиляция и кондиционирования в помещениях фулфилмент-фабрик e-commerce.

Для хранения миллионов товаров, включая продукты, нужно нескольких температурных зон, кроме того, независимо от сезона и перепадов температур внутри помещений должно быть комфортно работать людям. Фулфилмент-фабрики e-commerce работают круглосуточно без выходных. На новом объекте, например, будут работать 5,8 тыс человек. Для склада в традиционном его понимании несколько тысяч сотрудников не нужно, а значит, не нужны и дополнительные помещения для столовых, раздевалок, комнат отдыха, как и площади для парковки автобусов для персонала и личных автомобилей сотрудников. Но когда в смене работают 1,5 тыс человек, наличие дополнительной инфраструктуры, в том числе обширной зоны парковки на несколько сотен машиномест личного и грузового автотранспорта, а также парковки для автобусов по доставке персонала просто необходимо. Крайне важно также обеспечить надежность электроснабжения для бесперебойной работы оборудования.

Обязательное требование для фулфилмент-фабрик e-commerce – подключение от двух источников электроснабжения и дополнительное резервирование дизель-генераторной установкой, для обычных складов класса А требования значительно проще. Фулфилмент-фабрики e-commerce – это в первую очередь высокотехнологичное производство, где всеми процессами от приема товара до отправки посылок в нужные хабы управляет IT-система. Это позволяет увеличить эффективность операций, скорость формирования посылок, снизить степень ошибки, но сохранить преимущества при использовании ручного подбора заказов (все заказы формируются вручную, автоматика подключается на следующих этапах).

Фото infotrans.by

Все сделки e-commerce компаний проходят по схеме built-to-suit, чтобы учесть требования и особенности локации, так как аренда и адаптация стандартных зданий для подобных проектов уже неэффективна. Все чаще крупные сделки подразумевают возможности будущего расширения, например, Ozon планирует открывать фулфилмент-фабрики в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Казани в несколько очередей и в итоге занять от 70 до 120 тыс кв. м в каждом из этих индустриальных парков. По тому же пути идет Wildberries, который заявляет колоссальные объемы, но строит только их часть в первой фазе проектов. Так же поступают «Ашан» и «Всеинструменты».

Требования, которые предъявляет к логистической инфраструктуре e-commerce, актуальны и для омниканальных и даже офлайн-ритейлеров. Например, мезонинное хранение используют продавцы детских товаров, а поштучный подбор товаров актуален и для компаний, продающих мелкую электронику или лекарственные препараты. Но комплексно на российском рынке все ноу-хау внедряют именно компании e-commerce сектора.

Нововведения эти недешевые. Так, стоимость оборудования подобного склада соизмерима со стоимостью объекта недвижимости, в котором его размещают. Строительство объекта под данные требования также значительно дороже, нежели возведение стандартного склада класса А, так как подразумевает кратное увеличение выделяемой электрической мощности на объект, усиление полов с точечной нагрузкой до 120 т на опору, сложную систему вентиляции и кондиционирования по каждому уровню склада, увеличение высоты здания и целый ряд иных параметров.

Но даже с учетом большего объема инвестиций в строительство и оборудование здания экономия на масштабах и максимальная эффективность с 1 кв. м арендуемой площади позволяет значительно увеличить качество и скорость формирования и обработки заказов. И уже можно сказать, что данные объекты теперь являются новым стандартом складов компаний онлайн-сектора.

КОММЕНТАРИИ

Войдите, чтобы оставить комментарий