Судоходная отрасль Южной Кореи восстанавливается после кризиса пятилетней давности, который привел к банкротству Hanjin Shipping.
В 2019 г. судоходный рынок страны оценивался в 31,2 млрд долл., в 2016 г. – в 25 млрд долл. Однако этот показатель пока не дотягивает до уровня 2015 г. – 32 млрд долл., когда Южная Корея еще не столкнулась с последствиями глобального кризиса. По докоронавирусным прогнозам к 2025 г. судоходный рынок Южной Кореи должен был составить 43 млрд долл.
Суммарная вместимость южнокорейского контейнерного флота этом году составляет 1,2 млн TEU, что в 2 раза больше по сравнению с показателем 2019 г. (500 тыс. TEU).
Мировая судоходная отрасль столкнулась с беспрецедентными проблемами с 2015 г. из-за падения фрахтовых ставок, вызванного переизбытком судов и затяжным спадом мировой экономики. Вследствие этого кризиса, девятам по величине контейнерная линия в мире Hanjin Shipping обанкротилась в начале 2017 г. Уже на конец 2015 г. долг Hanjin Shipping достигал 5 млрд долл. В целом банкротство Hanjin Shipping стало самой серьезной угрозой логистической цепочке в судоходстве за последние годы. Из-за банкротства Hanjin Shipping сотни компаний-посредников и провайдеров услуг в мире были на грани разорения. В последующем активы (контейнеровозы, терминалы и т.д.) Hanjin Shipping были распроданы, в основном их приобрели другие игроки судоходной отрасли.
Чтобы оживить сегмент морских перевозок, Южная Корея объявила о пятилетнем плане развития в апреле 2018 г., который включал строительство 200 судов до 2024 г. По данным правительства Кореи, по состоянию на конец июля согласно плану построено 164 судна. За 2018-2019 гг. Южная Корея выделила 3,6 млрд долл. в качестве финансовой поддержки национальным морским перевозчикам.
Напомним, крупнейшей южнокорейской судоходной компанией является HMM, которая занимает восьмое место в ТОП-10 морских контейнерных линий. HMM оперирует 67 судами общей вместимостью более 0,6 млн. TEU и занимает 2,5% мирового рынка морских контейнерных перевозок. Так же отметим, что с 1 апреля линия стала полноправным членом альянса THE Alliance, в который также входят Hapag-Lloyd, ONE и Yang Ming.
24 апреля HMM спустил на воду первый 24-тысячник HMM Algeciras – это первое из 12 судов вместимостью 23 964 TEU, заказанных HMM. Контракт на поставку 12 мегаконтейнеровозов был подписан в сентября 2018 года с верфями Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). В рамках контракта DSME построит семь, контейнеровозов вместимостью 23 964 TEU, которые должны быть поставлены до сентября 2020 г. Все контейнеровозы будут соответствовать экологическим нормам IMO-2020.
Несмотря на агрессивную политику строительства новых судов, HMM консолидирует убытки. По итогам I квартала 2020 г. чистый убыток сократился на треть, несмотря на падение объемов в следствие пандемии covid-19. Убыток HMM за первые три месяца 2020 г. составил 65,6 млрд корейских вон (53,64 млн долл.). Для сравнения, годом ранее убыток линии составлял 178 млрд вон (140,0 млн долл.). При этом выручка осталась примерно на уровне прошлого года и составила 1,31 трлн вон (1,16 млрд долл.). В I квартале 2020 года HMM перевезла 890 тыс. TEU, что 18,3% меньше аналогичного периода прошлого года.