Перевозки по Северному морскому транзитному коридору (СМТК) являются альтернативой Суэцкому каналу.
Не так давно мы рассказывали о Суэцком канале и его роли в глобальных перевозках между Азией и Европой. Администрация Суэцкого канала предлагает скидки, но часть судов обходят Суэц огибая Африку. Альтернативой Суэцкому каналу является Севморпуть (СМП).
При использовании СМТК, расстояние между Европой и Азией на 40% короче по сравнению с путем через Суэцкий канал. Инвестиции в создание необходимой инфраструктуры оцениваются в 7 млрд долл. Потенциал СМТК 8-10 млн тонн в год. К 2028 году мощность СМТК должна достичь 30 млн тонн, что составит 70% общего прогнозного грузопотока по СМП. Также планировалось построить 33 арктических контейнеровоза за 5,8 млрд долл. Предполагалось, что 70% инвестиций составит проектное финансирование, остальное – средства акционеров.
СМТК – это будущий логистический сервис для евроазиатской торговли, который включает в себя строительство инфраструктуры, нового арктического флота, контейнеровозов ледового класса и создание цифровых сервисов, – отмечает гендиректор «Русатом Карго» Александр Неклюдов.
В 2020-2024 году планируется построить два перевалочных хаба на северо-западе и северо-востоке маршрута, чтобы обеспечить быструю и эффективную перегрузку контейнеров с фидерных судов на суда ледового арктического класса. Предположительно хабы будут располагаться в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.
Пилотная эксплуатация СМТК запланирована на середину 2024 года с грузовым потоком около 8-10 млн тонн в год. По ее результатам и с учетом основных проблем и рисков будет разработан дизайн судов ледового класса, проведена модернизация портов для масштабного освоения проекта, уточнил глава «Русатом Карго». Уже утвержден концепт развития СМТК, и госкорпорация приступила к предивенстиционной проработке. В ее рамках планируется уточнить целевой сегмент рынка, определить маркетинговую стратегию, сделать технико-имитационное моделирование маршрута, выбрать площадки для перегрузочных хабов, разработать спецификацию арктической контейнерной серии и провести аудит верфей для строительства судов.
Для реализации проекта СМТК логистический оператор госкорпорации «Росатом» «Русатом Карго» ведет переговоры о создании СП с арабским портовым оператором DP World и логистической компанией Integrated Service Solutions GS (ISS GS, совместное предприятие Creon Energy Fund и инвестиционной корпорации Дубая). СП, как предполагается, будет заниматься перевозками по СМТК от Мурманска до Дальнего Востока по Севморпути. Переговоры планируют закончить к концу 2020 года. Цель такого СП – интегрировать проект в международную систему товарообмена, гарантировать грузовую базу для пилотного старта, обеспечить привлечение необходимых компетенций.
Глава совета директоров DP World султан Ахмед бин Сулайем отметил, что для компании важна скорость отправки грузов. Он также подчеркнул, что одно из преимуществ Севморпути – его прохождение через территорию одного государства. Он также напомнил о проблемах, которые существуют на основном маршруте транспортировки грузов между Европой и Азией через Суэц: это узкий Малаккский пролив (всего 2,5 км в районе Сингапура), а также риски пиратства.
Подконтрольный правительству Объединенных Арабских Эмиратов портовый оператор DP World неоднократно заявлял о намерении инвестировать в порты России. В 2016 году было создано СП с РФПИ. Среди потенциальных целей приобретения назывался НУТЭП, группа Fesco, сухогрузный район морского порта Тамань, однако ни одна из сделок не была закрыта.
Тем не менее, в настоящее время СМП не используется в коммерческих международных контейнерных перевозках на регулярной основе. В августе 2018 г. по СМП прошел первый в мире контейнеровоз. Тестовый рейс из Азии в Европу через СМП выполнил контейнеровоз-фидер ледового класса с усиленным корпусом, вместимостью 3,6 тыс. TEU судоходной компании Maersk Line. СМП короче традиционного пути через Суэцкий канал, но пока не может служить ему полноценной альтернативой. Проблема в том, что для торговли между Европой и Азией используются корабли, способные вмещать от 14 до 20,0 тыс. TEU. А СМП хоть и короче, но обходится судоходным компаниям дороже, поскольку по нему могут пройти только относительно небольшие контейнеровозы в сопровождении атомных ледоколов. Кроме того, в случае экстренной ситуации в Арктике трудно эвакуировать экипаж кораблей и устранить разлив нефти. Тем не менее СМП хорошо подходит для транспортировки нефти и сжиженного природного газа (СПГ).