Андрей Ставницер, основатель Grain Ukraine, совладелец порта TIS Container Terminal Ukraine и зернового терминала Neptune

Ежегодная зерновая конференция Grain Ukraine прошла в Одессе 10 июля, обсуждались в т.ч. вопросы инфраструктурной составляющей и логистики.

Grain Ukraine – международная отраслевая платформа для диалога крупнейших представителей зернового рынка, руководителей украинских агропродовольственных компаний, коммерческих и инвестиционных банков, логистических и сырьевых компаний, а также технологических трендсеттеров. Мероприятие проводится ежегодно с 2016 года.

В этом году у Grain Ukraine была приставка Limited Edition из-за ограниченного, учитывая коронавирусную пандемию, формата. Однако это не помешало участникам в режиме unlimited обсудить ключевые вызовы зернового рынка и определить будущие шаги бизнеса и государства для усиления позиций украинских производителей в мире. Кроме традиционных вопросов рынка зерновых в Украине, земельной реформы, развития мирового рынка зерна, на мероприятии обсуждались вопросы инфраструктурной составляющей и логистики.

В 2020 в конференции приняло участие более 150 участников, было 4 дискуссионных панели и 12 спикеров, мероприятие проходило на берегу моря в Buddha Beach Resort Club.

Андрей Ставницер на открытии Grain Ukraine 2020.Limited Edition.

Традиционно Grain Ukraine 2020. Limited Edition открыл Андрей Ставницер, основатель Grain Ukraine, совладелец порта TIS Container Terminal Ukraine и зернового терминала Neptune. Он отметил, что в 2020 году зерновому рынку очень нужно пообщаться, поэтому, после дискуссий, было принято решение проводить Grain Ukraine, в формате Limited Edition и с соблюдением всех рекомендаций ВОЗ.

Помните, 2-3 года назад мы говорили о снятии моратория на землю? Мораторий снят, но остались вопросы, осадок и ожидания, – поделился Андрей Ставницер. Говоря о ситуации пандемии, он напомнил, что люди, даже сидя дома, не смогут жить без еды. Поэтому необходимо инвестировать в производство, переработку и доставку продуктов питания.

Делай, что должен, и будь, что будет, – раньше я не любил это выражение, в нем есть что-то пассивное, – сказал глава крупнейшего стивидорного оператора в Украине. Торговая война между Китаем и США, сухая весна, потопы летом… К чему мы еще не готовы, – отметил Андрей Ставницер. Он подчеркнул, что в сложных условиях пандемии, климатических катастроф и общей неопределенности Neptune Cargill удалось за первое полугодие 2020 перевалить 17,4 млн тонн груза и закрыть сделку по продаже 51% акций контейнерного терминала TIS глобальному инвестору DP World, выражение «делать что должен» отозвалось по-другому. Андрей Ставницер призвал участников Grain Ukraine.Limited Edition сегодня отдохнуть и на день отпустить вечную готовность украинского бизнеса к любому катаклизму.

Развитие Херсонского морпорта.

Соучредитель и директор компании RISOIL S.A Шота Хаджишвили поделился планами касательно Херсонского морпорта. Компания RISOIL S.A, которая получила в концессию порт Херсон, намерена провести масштабную реконструкцию объекта и обзавестись собственным флотом. Как известно, первое в Украине соглашение о передаче в концессию Херсонского морского торгового порта было подписано 26 июня 2020 года.

Мы планируем снести все старье, эти склады, сараи румынской постройки прошлого века. Хотим сделать актив маленьким компактным портом. Что касается флота, то мы нацелены не на его покупку, а на строительство. Да, дорого, но если это станет массовой инвестицией, то цена снизится. Ведь у нас простаивают судостроительные мощности, которые могли бы спокойно строить баржи. Забыли о судах, тут мы фактически потеряли отрасль, но баржи точно способны строить, – поделился планами Шота Хаджишвили.

Он также отметил, что раньше он считал разрешение для судозаходов в украинские реки иностранных судов правильным, но в последствии изменил свое мнение. Раньше я думал, что нужно позволить всем заходить на реку и сделать ее удобной магистралью. Сейчас же мы видим, что в страну заходит куча 70 года постройки, по сути – металлолом, не приспособленный для плаванья, – заявил Шота Хаджишвили.

Альтернативы железнодорожным перевозкам зерна.

Тема конструктивного диалога бизнеса с государством звучала в обсуждении речной инфраструктуры, которая постепенно становится альтернативой железнодорожным перевозкам зерна. На прошлогоднем Grain Ukraine доставка урожая в порты была названа главным вызовом украинских зерновиков. В этом году, президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, открыл инфраструктурную панель фактом, что речным транспортом перевозится уже 5 млн тонн зерновых и масличных грузов, и есть ожидания, что цифра может утроиться.

Участники мероприятия отметили, что государство, как собственник, должно направлять деньги, собранные с речных перевозчиков, на развитие речной инфраструктуры, ее ремонт и модернизацию. Соучредитель и директор компании RISOIL S.A Шота Хаджишвили, призвал возродить массовое строительство барж в Украине, а не ввозить «рейнский металлолом 70-х годов». Андрей Волик, заместитель генерального директора по строительству, эксплуатации флота и безопасности судоходства компании «Нибулон», отметил, что штата в 1000 квалифицированных специалистов, работающих на верфях Нибулона, достаточно, чтобы строить баржи, и уже построено 77 судов.

Обсудили принятый в первом чтении законопроект, регулирующий рынок речных перевозок в Украине. Ольга Копейка, сопредседатель логистического комитета Европейской Бизнес Ассоциации, назвала его положительные моменты: отсутствие дополнительного речного сбора, отмена взимания портовых сборов, определение финансирования шлюзов, но привела и отрицательные, такие как лицензирование перевозок всех видов грузов. Эксперт поддержала создание спецфонда для финансирования рек, однако подчеркнула, что необходимо четко прописать в законе механизм его функционирования.

Александр Голодницкий, и.о. главы ГП «Администрация морских портов Украины» поддержал мнение о том, что ставки нужно снижать в разы, возможно, до 30%, и заверил, что АМПУ поворачивается лицом к бизнесу, отстаивая его интересы в высоких кабинетах. При этом попросил бизнес «не делать уколы ежеминутно». АМПУ планирует отчитываться ежеквартально, ввела «книгу жалоб и предложений», обязала все филиалы ведомства по каждой жалобе прописывать исполнителя, срок выполнения и так далее.

Вопросы габаритно-весового контроля.

Подписание меморандума о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности на автотранспорте между Мининфраструктуры Украины, Государственной службой Украины по безопасности на транспорте, ГП «Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности» (ОЦЦК) и частным стивидорным бизнесом позволит организовать эффективный габаритно-весовой контроль (ГВК) автотранспорта. Однако государству необходимо гарантировать соблюдение равных условий всеми участниками, в том числе, частными стивидорными компаниями

Вопрос меморандума обсуждался в ходе круглого стола в субботу, 11 июля, в рамках международной конференции Grain Ukraine в Одессе. В нем приняли участие министр инфраструктуры Владислав Криклий, генеральный директор ГП «ОЦЦК» Владимир Набоков, собственники и руководители стивидорных компаний.

Присутствие инспектора на дорогах, независимо от того, в каком ведомстве он работает – это всегда плохо, всегда определнные риски. Мы стремимся к тому, чтобы процессы были простыми, понятными и прозрачными. Для этого разработан центр обработки данных, в пилотном режиме наш отраслевой киберцентр уже собирает информацию со стационарных комплексов ГВК, которые осуществляют взвешивание. Мы начали подключать туда интеллектуальные транспорные системы, собираем счетчики – автоматические камеры, благодаря которым мы видим, сколько грузовиков проехало, сколько взвесилось, сколько с перевесами, – рассказал Владислав Криклий.

Министр призвал представителей частного стивидорного бизнеса стать активными участниками реформы системы ГВК автотранспорта. Мне хотелось бы сделать это не через колено, а с вашей поддержкой. У всех вас есть весовые комплексы. Нет ничего сложного, чтобы к этому комплексу подключить соответствующую систему – у нас открытый шлюз, к нему можно подключиться и передавать эту информацию. Самое главное – у нас есть реальный шанс создать равные условия для всех, – указал Владислав Криклий.

Знаю самую большую проблему, когда один терминал работает честно – не пускает перегруз, второй терминал начинает на это немного закрывать глаза. Большой вызов – нам всем начать играть по правилам. С этим вызовом мы можем справиться при совместном желании и внедрении современных технологий. Наша задача – контролировать перегрузы на всех этапах: грузоотправитель, перевозчик и получатель. Я хочу, чтобы здесь мы договорились играть по правилам, – добавил министр.

Принявшие участие в круглом столе представители частного стивидорного бизнеса выразили готовность поддержать инициативу Мининфраструктуры, однако обратили внимание на необходимость мер, способных обязать всех участников рынка играть по единым правилам.

Не меньше 30% грузовиков сегодня ездит с перевесом. Все знают, что для трейдера преимущество в 1 долл. – колоссальное. Самый главный вопрос, который меня волнует: как проконтролировать? Я предварительно готов ставить шлюз и выдавать эту информацию – и не принимать перегруз. Думаю, что никто изначально не настроен нарушать – все хотят быть в равных условиях. Но как только кто-то «дрогнет» и начнет принимать – и от вас не последует какой-то серьезной и быстрой реакции – в этот момент все сломается. Как эти вещи контролировать?,– говорит совладелец группы терминалов TIS Андрей Ставницер.

Подобного мнения придерживается директор компании Risoil S.A. Шота Хаджишвили. Я первый заинтересован в том, чтобы все были в равных условиях. Но, сдругой стороны, первый говорю, что есть человеческий фактор. Еще с времен создания «Укртрансбезопасности» мы четко и ясно понимали, что люди, которые его возглавили, были заточены не на борьбу с перевесами, не на функцию контроля и так далее, а конкретно… «пить кофе». Если это будет гарантировано законом для всех – тогда это будет работать. Я хочу, чтобы все работали в одном правовом поле», – отметил Шота Хаджишвили.

Как сообщил в ходе круглого стола гендиректор ГП «ОЦЦК» Владимир Набоков, сейчас Мининфраструктуры проводит технические мероприятия по организации доступа к системам ГВК автотранспорта в государственных стивидорных компаниях. По его словам, подключение всех госстивидоров завершится до окончания июля.

КОММЕНТАРИИ

Войдите, чтобы оставить комментарий