Андрей Ставницер, основатель Grain Ukraine, совладелец порта TIS Container Terminal Ukraine и зернового терминала Neptune

Ежегодная зерновая конференция Grain Ukraine прошла в Одессе 10 июля, обсуждались в т.ч. вопросы инфраструктурной составляющей и логистики.

Grain Ukraine – международная отраслевая платформа для диалога крупнейших представителей зернового рынка, руководителей украинских агропродовольственных компаний, коммерческих и инвестиционных банков, логистических и сырьевых компаний, а также технологических трендсеттеров. Мероприятие проводится ежегодно с 2016 года.

В этом году у Grain Ukraine была приставка Limited Edition из-за ограниченного, учитывая коронавирусную пандемию, формата. Однако это не помешало участникам в режиме unlimited обсудить ключевые вызовы зернового рынка и определить будущие шаги бизнеса и государства для усиления позиций украинских производителей в мире. Кроме традиционных вопросов рынка зерновых в Украине, земельной реформы, развития мирового рынка зерна, на мероприятии обсуждались вопросы инфраструктурной составляющей и логистики.

В 2020 в конференции приняло участие более 150 участников, было 4 дискуссионных панели и 12 спикеров, мероприятие проходило на берегу моря в Buddha Beach Resort Club.

Андрей Ставницер на открытии Grain Ukraine 2020.Limited Edition.

Традиционно Grain Ukraine 2020. Limited Edition открыл Андрей Ставницер, основатель Grain Ukraine, совладелец порта TIS Container Terminal Ukraine и зернового терминала Neptune. Он отметил, что в 2020 году зерновому рынку очень нужно пообщаться, поэтому, после дискуссий, было принято решение проводить Grain Ukraine, в формате Limited Edition и с соблюдением всех рекомендаций ВОЗ.

На Grain Ukraine 2020 в Одессе обсуждались вопросы инфраструктурной составляющей и логистики 1

Помните, 2-3 года назад мы говорили о снятии моратория на землю? Мораторий снят, но остались вопросы, осадок и ожидания, – поделился Андрей Ставницер. Говоря о ситуации пандемии, он напомнил, что люди, даже сидя дома, не смогут жить без еды. Поэтому необходимо инвестировать в производство, переработку и доставку продуктов питания.

Делай, что должен, и будь, что будет, – раньше я не любил это выражение, в нем есть что-то пассивное, – сказал глава крупнейшего стивидорного оператора в Украине. Торговая война между Китаем и США, сухая весна, потопы летом… К чему мы еще не готовы, – отметил Андрей Ставницер. Он подчеркнул, что в сложных условиях пандемии, климатических катастроф и общей неопределенности Neptune Cargill удалось за первое полугодие 2020 перевалить 17,4 млн тонн груза и закрыть сделку по продаже 51% акций контейнерного терминала TIS глобальному инвестору DP World, выражение «делать что должен» отозвалось по-другому. Андрей Ставницер призвал участников Grain Ukraine.Limited Edition сегодня отдохнуть и на день отпустить вечную готовность украинского бизнеса к любому катаклизму.

Развитие Херсонского морпорта.

Соучредитель и директор компании RISOIL S.A Шота Хаджишвили поделился планами касательно Херсонского морпорта. Компания RISOIL S.A, которая получила в концессию порт Херсон, намерена провести масштабную реконструкцию объекта и обзавестись собственным флотом. Как известно, первое в Украине соглашение о передаче в концессию Херсонского морского торгового порта было подписано 26 июня 2020 года.

На Grain Ukraine 2020 в Одессе обсуждались вопросы инфраструктурной составляющей и логистики 3

Мы планируем снести все старье, эти склады, сараи румынской постройки прошлого века. Хотим сделать актив маленьким компактным портом. Что касается флота, то мы нацелены не на его покупку, а на строительство. Да, дорого, но если это станет массовой инвестицией, то цена снизится. Ведь у нас простаивают судостроительные мощности, которые могли бы спокойно строить баржи. Забыли о судах, тут мы фактически потеряли отрасль, но баржи точно способны строить, – поделился планами Шота Хаджишвили.

Он также отметил, что раньше он считал разрешение для судозаходов в украинские реки иностранных судов правильным, но в последствии изменил свое мнение. Раньше я думал, что нужно позволить всем заходить на реку и сделать ее удобной магистралью. Сейчас же мы видим, что в страну заходит куча 70 года постройки, по сути – металлолом, не приспособленный для плаванья, – заявил Шота Хаджишвили.

Альтернативы железнодорожным перевозкам зерна.

Тема конструктивного диалога бизнеса с государством звучала в обсуждении речной инфраструктуры, которая постепенно становится альтернативой железнодорожным перевозкам зерна. На прошлогоднем Grain Ukraine доставка урожая в порты была названа главным вызовом украинских зерновиков. В этом году, президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, открыл инфраструктурную панель фактом, что речным транспортом перевозится уже 5 млн тонн зерновых и масличных грузов, и есть ожидания, что цифра может утроиться.

Участники мероприятия отметили, что государство, как собственник, должно направлять деньги, собранные с речных перевозчиков, на развитие речной инфраструктуры, ее ремонт и модернизацию. Соучредитель и директор компании RISOIL S.A Шота Хаджишвили, призвал возродить массовое строительство барж в Украине, а не ввозить «рейнский металлолом 70-х годов». Андрей Волик, заместитель генерального директора по строительству, эксплуатации флота и безопасности судоходства компании «Нибулон», отметил, что штата в 1000 квалифицированных специалистов, работающих на верфях Нибулона, достаточно, чтобы строить баржи, и уже построено 77 судов.

На Grain Ukraine 2020 в Одессе обсуждались вопросы инфраструктурной составляющей и логистики 5

Обсудили принятый в первом чтении законопроект, регулирующий рынок речных перевозок в Украине. Ольга Копейка, сопредседатель логистического комитета Европейской Бизнес Ассоциации, назвала его положительные моменты: отсутствие дополнительного речного сбора, отмена взимания портовых сборов, определение финансирования шлюзов, но привела и отрицательные, такие как лицензирование перевозок всех видов грузов. Эксперт поддержала создание спецфонда для финансирования рек, однако подчеркнула, что необходимо четко прописать в законе механизм его функционирования.

Александр Голодницкий, и.о. главы ГП «Администрация морских портов Украины» поддержал мнение о том, что ставки нужно снижать в разы, возможно, до 30%, и заверил, что АМПУ поворачивается лицом к бизнесу, отстаивая его интересы в высоких кабинетах. При этом попросил бизнес «не делать уколы ежеминутно». АМПУ планирует отчитываться ежеквартально, ввела «книгу жалоб и предложений», обязала все филиалы ведомства по каждой жалобе прописывать исполнителя, срок выполнения и так далее.

Вопросы габаритно-весового контроля.

Подписание меморандума о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности на автотранспорте между Мининфраструктуры Украины, Государственной службой Украины по безопасности на транспорте, ГП «Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности» (ОЦЦК) и частным стивидорным бизнесом позволит организовать эффективный габаритно-весовой контроль (ГВК) автотранспорта. Однако государству необходимо гарантировать соблюдение равных условий всеми участниками, в том числе, частными стивидорными компаниями

Вопрос меморандума обсуждался в ходе круглого стола в субботу, 11 июля, в рамках международной конференции Grain Ukraine в Одессе. В нем приняли участие министр инфраструктуры Владислав Криклий, генеральный директор ГП «ОЦЦК» Владимир Набоков, собственники и руководители стивидорных компаний.

На Grain Ukraine 2020 в Одессе обсуждались вопросы инфраструктурной составляющей и логистики 7

Присутствие инспектора на дорогах, независимо от того, в каком ведомстве он работает – это всегда плохо, всегда определнные риски. Мы стремимся к тому, чтобы процессы были простыми, понятными и прозрачными. Для этого разработан центр обработки данных, в пилотном режиме наш отраслевой киберцентр уже собирает информацию со стационарных комплексов ГВК, которые осуществляют взвешивание. Мы начали подключать туда интеллектуальные транспорные системы, собираем счетчики – автоматические камеры, благодаря которым мы видим, сколько грузовиков проехало, сколько взвесилось, сколько с перевесами, – рассказал Владислав Криклий.

Министр призвал представителей частного стивидорного бизнеса стать активными участниками реформы системы ГВК автотранспорта. Мне хотелось бы сделать это не через колено, а с вашей поддержкой. У всех вас есть весовые комплексы. Нет ничего сложного, чтобы к этому комплексу подключить соответствующую систему – у нас открытый шлюз, к нему можно подключиться и передавать эту информацию. Самое главное – у нас есть реальный шанс создать равные условия для всех, – указал Владислав Криклий.

Знаю самую большую проблему, когда один терминал работает честно – не пускает перегруз, второй терминал начинает на это немного закрывать глаза. Большой вызов – нам всем начать играть по правилам. С этим вызовом мы можем справиться при совместном желании и внедрении современных технологий. Наша задача – контролировать перегрузы на всех этапах: грузоотправитель, перевозчик и получатель. Я хочу, чтобы здесь мы договорились играть по правилам, – добавил министр.

Принявшие участие в круглом столе представители частного стивидорного бизнеса выразили готовность поддержать инициативу Мининфраструктуры, однако обратили внимание на необходимость мер, способных обязать всех участников рынка играть по единым правилам.

Не меньше 30% грузовиков сегодня ездит с перевесом. Все знают, что для трейдера преимущество в 1 долл. – колоссальное. Самый главный вопрос, который меня волнует: как проконтролировать? Я предварительно готов ставить шлюз и выдавать эту информацию – и не принимать перегруз. Думаю, что никто изначально не настроен нарушать – все хотят быть в равных условиях. Но как только кто-то «дрогнет» и начнет принимать – и от вас не последует какой-то серьезной и быстрой реакции – в этот момент все сломается. Как эти вещи контролировать?,– говорит совладелец группы терминалов TIS Андрей Ставницер.

Подобного мнения придерживается директор компании Risoil S.A. Шота Хаджишвили. Я первый заинтересован в том, чтобы все были в равных условиях. Но, сдругой стороны, первый говорю, что есть человеческий фактор. Еще с времен создания «Укртрансбезопасности» мы четко и ясно понимали, что люди, которые его возглавили, были заточены не на борьбу с перевесами, не на функцию контроля и так далее, а конкретно… «пить кофе». Если это будет гарантировано законом для всех – тогда это будет работать. Я хочу, чтобы все работали в одном правовом поле», – отметил Шота Хаджишвили.

Как сообщил в ходе круглого стола гендиректор ГП «ОЦЦК» Владимир Набоков, сейчас Мининфраструктуры проводит технические мероприятия по организации доступа к системам ГВК автотранспорта в государственных стивидорных компаниях. По его словам, подключение всех госстивидоров завершится до окончания июля.