Белорусский рынок новых легковых автомобилей в мае 2020 г. сократился на 54%, сообщает av.by
Кризис серьезно затронул отрасль автомобильного бизнеса. Так, за май 2020 года рынок продаж новых легковых машин в Беларуси обвалился на 54% – по сравнению с маем 2019 г. и на 25,5% по сравнению с апрелем 2020 г.
Как отмечают в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Skoda реабилитировала трехкратное падение продаж в апреле двукратным ростом в мае (до 154 шт.) благодаря интересу к модели Rapid. У VW и Kia зафиксирован спад реализации более чем на 36% при соотнесении с апрелем. Продажи дилеров Geely снизились за этот же период на 20% (до 533 шт.), но почти трехкратный по сравнению с апрелем майский рост спроса на модели Coolray сдержал проседание по бренду.
Новый импортер Citroen демонстрирует стабильность и наращивает показатели продаж (с 28 до 34 шт.). У Renault и Hyundai спад в количестве реализованных экземпляров составил около 47%. Падение у Lada неравномерное: от 14% до 26%. Peugeot пытается сохранить стабильность за счет продажи коммерческих автомобилей. А вот спрос на машины Changan, наоборот, оживляется (реализация выросла с 1 в апреле до 5 шт. в мае). Между тем у китайских Chery и Haval продажи значительно снизились.
Меньше всего просел премиальный сегмент.
Как отмечают в БАА, в меньшей степени падение рынка наблюдается традиционно в премиум-сегменте. Volvo удалось сохранить в мае темпы продаж апреля (15 шт.), но при сопоставлении с мартовским рекордом (25 шт.) динамика реализации просела. Jaguar стабилен, Land Rover в мае упал с 20 до 13 шт.
Lexus в мае почти удвоил (до 15 шт.) продажи провального апреля. Двукратное апрельское падение спроса Audi наверстывает небольшим ростом в мае (18 шт.). У Porsche количество реализованных экземпляров сравнялось с январским дном (3 шт.). Хотя в апреле Mercedes-Benz и не поддался мартовскому обвалу рынка, в мае он все же вдвое снизил продажи (22 шт.). BMW также показал проседание спроса на 20% по сравнению с апрелем. Дилеры Toyota продали в мае 49 автомобилей, против провального апреля, когда было продано 38 автомобилей.
В БАА назвали несколько причин, повлекших сокращение уровня реализации новых авто в Беларуси:
- изменение приоритетов покупателей из-за падения реальных доходов населения в связи с экономическим кризисом и пандемией;
- сворачивание автокредитования банками, ограничение доступности банковских кредитов, в том числе программ рассрочек;
- задержка поставок автомобилей и запчастей из-за остановки заводов;
- ограниченное предложение машин из-за недостаточных складских запасов;
- подорожание новых легковых автомобилей, ввозимых из России, вследствие роста цен поставщиков и курса российского рубля к белорусскому;
- стремительно растущий альтернативный замещающий ввоз легковых машин с использованием льготы, предусмотренной указами № 140 и 188.
По мнению Сергея Михневича, председателя БАА, указ о льготной растаможке импортных машин уже в прошлом году существенно влиял на ситуацию, а сейчас список льготников расширили. Соответственно, возрастает и объем подержанных авто, ввозимых по льготам. Это также является фактором, «оттягивающим спрос от сегмента новых машин».
Мы не питаем иллюзий – лето окажется очень тяжелым. Мы ожидаем, что по итогам года падение составит не меньше 30% по отношению к прошлому году. Если дилеры продадут 40−45 тысяч новых машин, то это будет хорошим результатом. До ухода дилеров с рынка дело не дойдет, поскольку они занимаются не только реализацией, но и обслуживанием автомобилей. И сервис в кризис должен стать еще более клиентоориентированным, – добавил Сергей Михневич.