О новых трендах глобальной логистики рассказал в интервью Forbes Президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев
В ноябре 2019 года группа «Дело» купила у РЖД на аукционе 50% акций крупнейшего контейнерного перевозчика «ТрансКонтейнер» и, консолидировав в марте 2020-го почти 100%, стала крупнейшим многопрофильным логистическим оператором в России. Этот год должен был стать для группы годом интеграции активов, поиска синергии и создания платформы для формирования национального транспортного чемпиона.
Однако COVID-19 сделал мир другим, поменяв приоритеты и поставив новые задачи. Уже к началу апреля мы ощутили последствия закрытия границ, остановки предприятий и введения ограничений в регионах. Правда, по сравнению с другими отраслями грузовым перевозкам повезло. В большинстве стран границы для грузов остались открытыми. Если бы остановился грузопоток, не было бы интернет-доставки, которую мы особенно оценили в режиме самоизоляции, опустели бы полки в супермаркетах, до больниц и аптек не доезжали бы критически важные медицинские товары.
В итоге все первые месяцы 2020 года в режиме антикризисного управления мы старались, чтобы ограничения, связанные с пандемией коронавируса, не отразились на наших клиентах. И после снятия ограничений возврата к прежней жизни уже не будет. Мир все больше зависит от онлайн-торговли.
ВОТ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ ТРЕНДОВ ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ
Цифровизация, избыток провозных мощностей, транзит санкционных товаров через Россию, изменение логистики госкомпаний – это четыре новых тренда на рынке логистики, пишет в колонке для Forbes президент группы компаний «Дело» и участник списка богатейших российских предпринимателей Forbes Сергей Шишкарев
Цифровизация.
Факт. В начале мая китайский порт Сямынь продемонстрировал возможности полностью автоматизированного портового комплекса на основе технологий 5G и интернета вещей. Беспилотный кран в порту снял с теплохода контейнер и погрузил его на беспилотную платформу, которая доставила его к месту перегрузки для дальнейшей транспортировки. На горизонте пяти лет Сямынь хочет полностью автоматизировать портовые операции.
Тенденция. Китайцы не первые идут по этому пути. Достаточно далеко в этом направлении продвинулись наши партнеры из крупнейшего мирового перевозчика Maersk. Цифровизация и автоматизация стремительно вторгаются в консервативный портовый бизнес. Транспортно-логистические потоки стали настолько сложными, что человеку все тяжелее следить за миллионами операций и десятками тысяч направлений, куда должен отправиться груз лишь с одного пришедшего в порт суперконтейнеровоза. Кроме того, «бесконтактные» или с минимумом человеческих рук порты решат много других задач: проще будет бороться с контрабандой, воровством, повреждениями грузов, не говоря уже о соблюдениях санитарных и эпидемиологических требований.
Команда группы «Дело» уже прорабатывает соответствующие технологические решения, просчитывает их эффективность и в ближайшее время предложит дорожную карту их внедрения. В группу «Дело» входит несколько портов, у нас достаточно площадок, чтобы опробовать и внедрить передовые разработки и, возможно, предложить рынку решения для их применения в российских условиях. Нам предстоит пройти сложный путь длиной не в один год, но автоматизация и цифровизация работы терминалов – это будущее. В онлайн-торговле скорость обработки грузов приобретает критически важное значение. Без «цифры» не добиться результатов, которые требуют современные интернет-покупатели.
Избыток провозных мощностей.
Факт. В конце апреля в Южной Корее в присутствии президента страны был спущен на воду крупнейший на сегодняшний день контейнеровоз, который может брать на борт 24 000 контейнеров, и в середине мая он отправился с рекордной загрузкой почти 20 000 контейнеров. В ближайшие пару лет со стапелей могут сойти порядка 20 таких судов, в результате на рынке океанских перевозок может возникнуть серьезный профицит мощностей.
Тенденция. Нас, как владельцев крупнейшего в России контейнерного перевозчика, не могут не беспокоить эти новости. Программа развития «ТрансКонтейнера» включает в себя серьезный рост контейнерного транзита через Россию. Географическая протяженность – такой же ресурс для России, как нефть и газ. Ни одна другая страна мира не имеет одновременного доступа по суше к такому количеству морских бассейнов и рынков. Поэтому президент России в своем «майском указе» 2018 года поставил задачу – нарастить транзит контейнеров через Россию с Востока на Запад в четыре раза к 2024 году. Однако массовое строительство крупных контейнеровозов на фоне эпидемии приведет к тому, что ставки на океанские перевозки упадут до минимальных значений и российский маршрут транзита при более высокой скорости доставки окажется неконкурентоспособным по цене. Поэтому мы предложили государству внедрить программу субсидирования контейнерных перевозок через Россию, чтобы нарастить объемы транзита. Субсидирование около трети нынешнего тарифа на перевозку одного контейнера (около 900-1000 долл.) позволит привлечь новых клиентов из числа азиатских и европейских компаний. И создаст мультипликативный эффект на территории России по всей цепочке в виде новых рабочих мест в логистической отрасли, новых объектов инфраструктуры и налоговых платежей.
Примеры господдержки логистической отрасли есть. Китай активно субсидировал сухопутный транзит контейнеров через свою территорию, в частности в рамках геополитического проекта «Один пояс, один путь», увеличив показатели транзита за последние годы более чем в 10 раз. Египет, владеющий Суэцким каналом и вложивший недавно миллиарды долларов в его модернизацию, на период пандемии снизил тарифы на проход судов по ряду маршрутов до 75% от базовых, чтобы сохранить трафик.
Транзит санкционных товаров через Россию.
Факт. В апреле-мае через Россию прошел контейнер с санкционными товарами без риска нарушения режима санкций. Контейнер был выгружен на Первом контейнерном терминале на Балтийском море, опломбирован электронной пломбой, прошел транзитом по территории нашей страны и покинул Россию через Восточную стивидорную компанию в Находке.
Тенденция. Оба терминала, через которые шел транзит, принадлежат «Глобал Портс», акционером которой является группа «Дело». В отношении к санкционному транзиту произошел серьезный сдвиг, он стал возможен после внедрения электронных навигационных пломб, работающих благодаря системе ГЛОНАСС. Интерес к европейским продуктам питания в Азии, и в Китае в частности, огромен. И очевидно, что для скоропортящихся продуктов маршрут, занимающий 15 дней, предпочтительнее, чем 40-дневное путешествие через три океана. Но наша страна не могла идти даже на теоретический риск нарушения режима санкций и контрсанкций. Электронные пломбы, контроль за которыми осуществляется через спутниковую группировку, эту проблему решили.
Изменение логистики госкомпаний.
Факт. Несколько госкорпораций обратились в последние месяцы к группе «Дело» с просьбой просчитать для них организацию логистики.
Тенденция. Крупные компании сейчас тщательно считают расходы, и логистика – один из очевидных способов оптимизировать издержки без сокращения рабочих мест и уменьшения загрузки мощностей. «Придворные» логистические решения будут уступать место профессиональному подходу, который в конечном итоге приведет к экономии государственных ресурсов. Это не произойдет одномоментно, и логистикам еще предстоит доказать, что они смогут выполнять очень специфические заказы со стороны государства. Однако поступающие с рынка сигналы вселяют оптимизм: прозрачность для всех его участников, в том числе и для государства, серьезно повысится.