За пять месяцев 2020 г. объем перевозок БЖД снизился на 20%, пассажиропоток упал на 41%, сообщает отраслевое издание железнодорожник Белоруссии.

Как мы уже сообщали, объем перевозок БЖД за 4 месяца 2020 г. упал на 19,6%, грузооборот – на 34,7%. Наибольшее падение произошло по транзитным перевозкам, объем перевозок по этому направлению просел на рекордные 38,3%, грузооборот – на 41,7%. БЖД столкнулась с серьезнейшим вызовом в части снижения грузооборота, упал спрос на сырьевые товары, плюс еще на рынок перевозок повлиял covid-19.

Негативные тенденции в международной торговле наметились еще во второй половине минувшего года. Весной нынешнего дополнительным испытанием для БЖД стало существенное ограничение перевозок пассажиров и грузов из-за ухудшения эпидемиологической обстановки, вызванное пандемией covid-19.

В нынешнем году произошло значительное падение транзитных грузоперевозок. В январе – мае в сравнении с аналогичным периодом 2019 года более чем на 10% упал объем погрузки внутри страны. В итоге в целом по БЖД перевозка грузов сократилась примерно на 20%.

Курсирование пассажирских поездов в международном сообщении было полностью прекращено еще с первой половины апреля нынешнего года. Значительно снизилась и мобильность населения внутри Беларуси: за май по стране перевезено 4,5 млн пассажиров, что на 41% ниже аналогичного периода прошлого года. Снижение произошло во всех видах сообщений: в городском – на 30,4%, региональном экономкласса – 34,2%, межрегиональном – 68,5%.

Ухудшение ситуации в мировой экономике и резкое осложнение эпидемиологической обстановки негативно повлияли на деятельность БЖД. В сложившейся непростой ситуации еще в апреле Белорусской железной дорогой был выработан целый комплекс организационных и экономических мер по сокращению производственных расходов. Прежде всего, это перераспределение трудовых ресурсов и временный перевод работников на вакансии других предприятий железной дороги.

Экономическая стратегия деятельности каждого предприятия БЖД (в структуру железной дороги входит 22 предприятия и 8 обособленных структурных подразделений (филиалов)) нацелена на снижение себестоимости перевозок и повышение доходов, рациональное использование ресурсов.

5 мая 2020 года начальник БЖД Владимир Морозов на селекторном совещании, заслушав доклады руководителей отделений дороги, дал им ряд поручений. В частности, Владимир Морозов потребовал продолжить работу по снижению дебиторской задолженности, повысить эффективность использования парка автотранспорта, совершенствовать технологии обработки грузопотоков и улучшить систему взаимодействия с клиентами и зарубежными партнерами.

Госмонополия переживает непростые времена, вопросы оптимизации внутренних процессов и реформирования железной дороги остаются на повестке для. Как уже сообщалось ранее, ряд системных решение должно принять и правительство. В частности, идет речь о возможном акционировании БЖД, дебаты по этому вопросу уже идут давно.

Дмитрий Крутой (на то время еще первый вице-премьер) отмечал, что в силу непрозрачности себестоимости грузовых перевозок БЖД, надо развернуть дискуссию на этот счет и предпринять некие антикризисные меры в отношении этого субъекта. Внутри БЖД очень много субъектов, поэтому вопрос себестоимости требует более пристального внимания, т.к. это напрямую влияет на экономическую эффективность их деятельности.