О том, что говорят крупные белорусские логистические компании и перевозчики о влиянии пандемии на рынок грузоперевозок и деятельность компании в целом, рассказал INFOTRANS.BY.
Дмитрий Воронцов, собственник и директор ООО «Янстронг»:
Пандемия – новое слово, которое так быстро стало частью нашей ежедневной действительности и очень глубоко засело в наших головах. Многие из моих коллег еще в начале этого года были в приподнятом настроении, строили масштабные профессиональные планы на будущее, поскольку 2020-ый год предвещал большие перспективы для развития и модернизации транспортной отрасли.
Однако уже спустя два месяца перевозчики стали осознавать приближение новой волны кризиса, но продолжали надеяться на лучшее – хотя бы на возможность с минимальными потерями выйти из сложившейся ситуации.
Я, как предприниматель, видел очень многое. Но оказалось, что подобных трудностей, существенно повлиявших на все звенья цепи поставок, я даже не мог и представить. Пожалуй, сейчас могу сказать от лица всего бизнес-сообщества: то, что ситуация примет настолько серьезные масштабы, предвидеть не мог никто.
К большому сожалению, пандемия вносит в нашу жизнь существенные коррективы. Впервые за 27 лет (только вдумайтесь в эту цифру!) в мае НЕ пройдёт ежегодная выставка БАМАП и собрание руководителей транспортных компаний, – отмечает Дмитрий Воронцов.
Что произошло со сферой транспортной логистики?
Существенно упали цены на перевозки (цифры весомые – от 20% до 40%), разорваны многие цепочки поставок, а это, в свою очередь, оказывает сильное негативное влияние на работу различных предприятий, заводов и фабрик.
Но самым удивительным для меня стало падение экспорта: сейчас предложений по экспорту товаров катастрофически не хватает, вариантов для грузоперевозчиков практически нет. Во все сложные экономические периоды всегда был хороший выбор экспортных перевозок, но в настоящий момент этого выбора, по факту, нет. И что будет дальше, я точно не знаю.
Уверен в одном: будет очень сложно, и те изменения, которые мы сейчас отслеживаем, – лишь начало огромного «снежного кома» проблем, который еще ударит по транспортной отрасли со всей силой.
Что делать и как обезопасить предприятие?
В первую очередь, пересмотреть команду: основа здорового коллектива – полное доверие и взаимопонимание на всех его уровнях. Если вы в команде уверены, то следующий шаг – снижение себестоимости: невозможный, на первый взгляд, этап, однако результаты глубинного анализа ситуации на рынке скажут вам, что это правильное решение. Еще один немаловажный инструмент – нестандартное мышление. Оригинальный подход к решению проблем всегда способствует скорейшему разрешению кризисной ситуации, особенно в работе с вашими клиентами. А привлечение и удержание клиентов – приоритетная задача для любого здравомыслящего коллектива, особенно в сложившейся ситуации.
Андрей Зырянов, директор по развитию и совладелец Belgruz:
Снижающийся потребительский спрос в странах СНГ и прежде всего в России начинает сказываться на международных перевозках грузов прямо сейчас. До начала апреля мы как перевозчик, его ощущали не сильно, хотя уже начинали готовиться к спаду.
Мы готовы к пессимистичному сценарию и имеем план действий на этот случай. Надеемся, что крупные инвестиционные проекты в России и Казахстане продолжатся, что потребует привлечения автотранспорта. Дефицит провозных мощностей в авиаперевозках в связи с остановкой пассажирского транспорта, немного сыграет нам в плюс, но это краткосрочная перспектива. Кризис серьезно перетряхнет рынок и, как всегда, проверит всех на прочность.
Сергей Капустин, собственник и генеральный директор STALOGISTIC:
То, что сейчас случилось, мы предвидели еще несколько лет назад, после ряда встреч экспертами рынка. Поэтому были внутренне ко всему готовы. Заранее отказались от целого ряда интересных инвестиционных проектов, потому что понимали, что если случится внешний кризис, то мы их не сможем потянуть. И начали разрабатывать возможные сценарии для компании.
Позиция STALOGISTIC всегда заключалась в рассмотрении всех возможных сценариев развития рынка и разработки определенных стратегии под прогнозируемые процессы. Еще осенью 2019 года в Компании был разработан не только оптимистический, но и пессимистический сценарий развития, который, к сожалению, сбылся на всех мировых рынках. Однако, несмотря на оптимистичные ожидания от 2020 года, к негативному STALOGISTIC также оказалась готова и сейчас все наши действия согласуются со скорректированным пессимистичным планом.
Как только мы увидели в феврале сложности на китайском рынке и снижение грузопотока с Китаем, Юго-Восточной Азией, а затем и включение карантина в ЕС в марте – поняли, что мир идет «по наклонной». Поэтому с 1 апреля включили кризисный (пессимистичный) сценарий, который подготовили для компании еще осенью 2019 года.
Мы адаптировали план под актуальные события и сверстали бюджет, который в данном квартале предполагал падение выручки компании до 40% в апреле-мае и небольшой рост в июне. И это самый пессимистичный наш сценарий, который подразумевает серьезное сокращение персонала в случае, если компания не находит решений, как повлиять на выручку.
Возможно, с кем-то придется сократить количество рабочих часов. Кого-то придется перевести на удаленные формы взаимодействия и пр. Я не скрываю, что нам пришлось в том числе «залазить» в зарплаты. Но мы честно сказали всем сотрудникам: если по итогу этого квартала компания сработает прибыльно, всю прибыль возвращаем на компенсацию всех удержаний.
И все же в непростое время мы продолжаем фокусироваться на поддержке бизнеса наших Клиентов, максимально возможном в текущих условиях качестве логистических услуг, проактивном подходе, а также на удовольствии от простого человеческого общения, что особо ценится в условиях изоляции.
Иван Самусев, коммерческий директор Группы компаний TELS:
С момента начала развития пандемии и реализации карантинных мер работа с клиентами прошла два диаметрально противоположенных этапа.
Первый этап (когда заказчики еще не осознавали всей глубины проблемы и не обладали знаниями по развитию принимаемых мер на различных рынках) характеризовался некоторой паникой с их стороны, ужесточением требований, иногда угрозами за невыполнение условий договора. Для этого периода было характерно формирование дефицита транспорта, рост ставок фрахта, несоблюдение сроков, нежелание идти на компромиссные решения.
На втором этапе, когда появилась ясность, что проблема имеет глобальный и продолжительный характер, пошла работа по перестройке работы на всех уровнях: собственные процессы, процессы взаимодействия с подрядчиками, конечными потребителями и т.д. Этот этап отмечен сокращением объемов перевозок, падением ставок фрахтов, пересмотром тендерных обязательств, паузами в принятии решений и приостановкой тендерных процедур.
Отмечу, что значительное сокращение объемов перевозок коснулось следующих отраслей: металлообработка, деревообработка, автомобильное производство, строительство, HoReCa. Однако в некоторой степени отрицательная динамика компенсировалась за счет отраслей по производству и продаже продуктов питания, гигиенической продукции.
Клиентская активность несколько снизилась на 17-18 календарных неделях, более значительный спад произошел в первых числах мая. Но начиная с 11 мая наблюдается рост активности, объемов перевозок, возобновление процессов тендерных закупок.
Виталий Полик, руководитель департамента автомобильных перевозок TELS:
По направлению импорта из Европы с 11 мая в целом отмечается оживление рынка – многие страны ослабляют карантин, выходят из локдауна. Но сдерживающими факторами стали карантинные мероприятия в России, а также падение продаж ряда товарных групп. Сейчас количество запросов на импортные перевозки растет, ставки фрахта по некоторым направлениям начинают восстанавливаться.
Период выходных дней в апреле и начале мая, режим самоизоляции в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге резко снизили активность экспортеров, количество грузов сильно уменьшилось. С началом ослабления режима карантина деловая активность начинает восстанавливаться, запускаются проекты по вывозу продукции в страны Европы. Трудно прогнозировать темпы выхода на докризисные объемы, но можно с уверенностью сказать, что возврат к прежнему уровню ставок на рынке займет продолжительное время.
В сегменте перевозок между странами СНГ почти никто из основных заказчиков не закрывался на карантин. Но финансовые потери возникали из-за скачков курсов валют.
На рынке негабаритных перевозок также началось некоторое оживление. В основном речь идет о перевозке производственного оборудования: предприятия осуществляют запланированную ранее модернизацию, несмотря на ситуацию с курсами валют. Проекты, которые были приостановлены из-за ситуации с коронавирусом, сейчас возобновляются. Идет также и обновление ставок.
Владимир Карачун, руководитель Департамента сборных грузов TELS:
С конца апреля началось смягчение карантинного режима в ЕС. На 20-ой неделе уже активно работают все значимые для Департамента сборных грузов направления – Германия, Италия, Польша, Бельгия, Чехия, Словакия, Великобритания и др.
Выход из карантина начинает влиять на ставки перевозчиков на внутриевропейском рынке, в частности, из/в Польшу. На длинном плече (Испания, Франция, Италия – Польша) ставки даже несколько снизились, поскольку появляется экспорт из Польши в эти регионы. На коротком плече (Германия, Чехия – Польша) – ставки растут, но еще не достигли докарантинного уровня. На плече Польша – Россия ставки пока стабильны. С учетом оживления и постепенного поднятия уровня ставок на внутриевропейском рынке, ожидаем, что ставки EU-RU тоже пойдут вверх.
Руководитель Департамента мультимодальных перевозок Екатерина Войтова:
Основная часть заказчиков плавно возобновляет работу, хотя большинство из них не ожидает резкого увеличения спроса сразу после выхода из карантина из-за низкой покупательской способности населения. Клиенты возвращаются к активному обсуждению «спящих» проектов – расчеты ведутся на конец мая– июнь.
Ситуация в отраслях с позиции спроса на мультимодальные перевозки:
- мебельная – плавное возобновление поставок, единичные отгрузки в мае, в июне ожидается увеличение поставок;
- мелкая бытовая техника – объемы не падали, идут чуть ниже запланированных, но в целом сопоставимо с предыдущими годами;
- торговые сети + алкоголь – перевозки идут;
- стройматериалы – заказчики ждут сезона, планируют поставки, оживление ожидают к концу мая – началу июня;
- корма для животных – перевозки идут, объемы упали незначительно;
- производственные предприятия медленно возобновляют работу. пока используют имеющиеся запасы сырья, с конца мая–начало июня прогнозируют потребность в закупах сырья;
- товары для ресторанов, общественного питания и т.д. – тут полный провал, ожидается очень медленный выход из карантина;
- автозапчасти – объемы продаж и перевозок упали значительно, к концу мая ожидают плавное возобновление работы.
Объем морских перевозок TELS в мае увеличился почти в 2 раза по сравнению с апрелем, растет количество запросов как от действующих, так и новых заказчиков.
Вячеслав Гураль, директор региона Азия в AsstrA:
Восстановление жизнедеятельности китайских компаний продвигается благополучно. Большие предприятия приступили к работе на 100%. Показатели для малого и среднего бизнеса достигли 80%. Поэтому в Поднебесной наблюдается рост спроса на логистические услуги.
Несмотря на постоянно изменяющуюся эпидемиологическую ситуацию в мире, рост китайской экономики в положительную сторону происходит интенсивно. Объем грузовых авиаперевозок на внутренних линиях уже превысил докризисные показатели, что указывает на восстановление народного хозяйства. Однако показатели по итогам 2020 года будут отличаться от 2019.
В кризисное время клиенты доверяют и стремятся сотрудничать с проверенным логистическим партнером. Уровень неопределенности высок, поэтому было бы неправильным подвергать бизнес дополнительному риску. Исходя из этого наблюдается динамика и рост количества грузоперевозок для корпоративных клиентов в I и начале II квартала 2020 года. По численности заказов шанхайский офис AsstrA прибавил в 2 раза в сравнении с прошлогодними показателями. Объем авиаперевозок возрос на 173%, морских – на 178% и железнодорожных – на 100%.
Европейские страны, в которых пройден пик эпидемии, также думают о возвращении к «нормальной» жизни. «Позитивные тенденции намечены. Опыт Китая вселяет веру и надежду на победу над коронавирусом. После почти двух месяцев карантина европейские страны постепенно начинают отменять ограничения. Надеемся, что положительный темп будет только усиливаться, – резюмировал Вячеслав Гураль.